Вологда как она есть или большой пост о городе, который не понравился совершенно (много текста, мало фото).
Хотите испортить себе отпуск? Вам в Вологду! И не смотрите на эту добрую фотогорафию кусочка Соборной горки! Потому как это ЛПП для заманухи туристов!
...Вологда - город железнодорожный, узел 4 направлений. Судя по тому, что пробка - ровно до ж/д переезда, понимаю, что случилась она именно из-за того, что шлагбаум там поднимают на непростительно малое время. И тут моё внимание привлекает дорога, показанная зелёным и пересекающая железку, с одной стороны которой есть характерный кружок. Опыт подсказывает, что это мост.
Дальше дело нехитрое: нашёл разрыв, развернулся, переехал через какой-то переезд подъездного пути предприятия, еду довольный по жирной навигационной линии, думаю "вот как круто, сейчас я всех тупых долбодятлов объеду". Объезд, однако, оказался своеобразным: основную часть дороги строят, при том, судя по отсутствию активности тех, кто должен этим заниматься, видимо, уже не первый год. Вокруг этой вялотекущей шизофрении стройки - мерзкое месиво из настоящего русского дорожного дрища, странной жижи коричневого цвета, которая покрывает всё вокруг. Но ладно б по стройке через дрищ проехать - тут как бы всё понятно, но ехать-то надо через двор жилого дома!!! Просто ввиду отсутствия иного варианта.
Все так едут: медленно, печально, обильно разбрызгивая окружающий мир дрянью из-под колёс. Машина после вчерашнего грейдера у меня не очень чистая, так что не обидно. Въезжаю на мост и, о чудо, всё меняется: относительно свежий ровный асфальт, удобное пересечение железки и выезд на какой-то проспект. Не поленился, слепил небольшую схему из Яндекс-карты. С той лишь разницей, что нарисованная белым часть улица Александра Клубова тогда была нарисована жирной тёмно-жёлтой линией, как Залинейная улица.
Солнышко выглянуло. Едем, смотрим вокруг. Постепенно советская массовая архитектура сменяется старинными деревянными домами. Смотрю в навигатор: вижу, есть улица параллельная, поближе к речке и к Кремлю. Повернул туда. Через пару кварталов упёрся в знак "въезд запрещён". Пришлось развернуться и ехать обратно. Невольно задумался о том, стоит ли слушать навигатор в Вологде.
Вскорости ещё раз убедился в идиотизме местной организации движения (привет, proboknet! я даже не поленился, нарисовал схемы для наглядности, ибо это реально трэш по сравнению с Москвой!).
Чтобы проехать через центр, нужно как-то очень криво сманеврировать по главной площади. Чуть не попадаем в аварию с какого-то характерного вида северным жителем ("чукча", - подумал я) на грузовом микроавтобусе с архангельскими номерами. Навигатор показывает, что до гостиницы - полтора километра. Едем по в меру широкому проспекту, проложенному недалеко от берега реки Вологда. Судя по навигатору, остаётся проехать один квартал, как раз мимо корпусов местной больницы и сразу налево.
Однако вижу знаки "дворовая территория" и "сквозной проезд запрещён" и радостных труженников полосатой палочки, которые, по традиции из 90х, завидев большой джип с московскими номерами начали радостно потирать свои мерзкие жирные руки. Разумеется, радость им я обломал: свернул направо, чтобы объехать их по параллельной улице. Однако (опять местный идиотизм!) светофор работает таким образом, что в первую очередь пропускает не тех, кто объезжает запретную территорию, а тех, кто двигается в прямом направлении по улице (Козленская), не отмеченной столь жирной линией, как та, с которой я свернул (Советский проспект).
В итоге, в очередной раз включив "большую машину" на моргающий зелёный переходящий в красный выкатываюсь на эту самую Козленскую улицу (фу, мерзопакостное название), проезжаю пару сотен метров и готовлюсь повернуть налево, на улицу Левичева, где и расположена гостиница.
Гостиницы в Вологде - разговор особый. Их, наверное, около 10 штук и это - несмотря на большую туристическую значимость города. Малое число гостиниц помноженное на туристическую значимость города даёт ужасный итог: либо это весьма крутая гостиница "типа 4 звезды", с блэкджэком и шлюхами от 5 тысяч рублей за маленький номер, либо что-то очень своеобразное.
Я нашёл очень неплохую, судя по фотографиям, гостиницу с говорящим названием "Комфорт" как раз на этой самой улице Левичева. С виду - всё прилично. Небольшое двухэтажное здание, своя огороженная и закрытая от посторонних глаз парковка... Не очень далеко от центра. Вежливая интеллигентная дама предпенсионного возраста на стойке регистрации. Но на этом добрые впечатления об отеле внезапно обрываются со скрежетом, как старая магнитофонная лента, или иголка проигрывателя, внезапно попавшая на глубокую царапину на грампластинке.
Спросил про питание. Оказалось, что кафе при гостинице есть, но не работает, кормят только завтраками.
При демонстрации номера тётенька извинилась, что сейчас открыты окна - типа проветривается. Двуспальная кровать на самом деле 2 сдвинутых полутораспальных, с жутким ребром по центру - ребёнка толком не положишь. Ремонт - дешёвенький, даже слишком. При цене 2700 руб за номер могли бы и получше сделать. В Питере за эти деньги можно очень прилично жить в центре в не самый низкий сезон. В Рыбинске за схожие деньги мы вообще жили как в хорошей европейской гостинице (см. предыдущие посты).Из плюсов разве что могу выделить большой холодильник и относительную тишину.
Чтоб не задувало с улицы (погода опять стала мерзкой: градусов 10, моросящий дождь, словно не конец июня, а середина октября) закрыли окна. Минут через 20 появился какой-то странный химический запах. Ближе к вечеру определили, что по ходу, он был из прихожей и ванной: пластиковые панели, видимо, самые дешёвые. Воняют-с. К счастью, нам только переночевать, так что перед сном просто закрыли дверь, а одно из окон поставили на "зимнее проветривание", чтобы не травиться. Впрочем, я забежал вперёд.
Понятно, что осознание того, что наша гостиница относится к классу "не сидите дома", решили отправиться искать местные достопримечательности и место, где покушать. К сожалению, моросящий дождь стал холодной мокрой стеной, так что единогласно решили: едем на машине.
Будний день стремится к концу, народ начинает разъезжаться по домам. Я знал, что в Вологде одна из самых современных и скоростных троллейбусных систем, где тролик может проходить стрелку не ползком, а на вполне нормальной скорости 50-60 км/ч. К сожалению, ничего такого я не увидел: старые убитые тролики медленно ползли, заставляя весь транспорт ползти вместе с ними. Кстати, их и не так много было, несмотря на будний день. Система умирает?
Кроме того, как я уже писал, идиотская организация движения с закрытыми выездами из слепых широких улиц, менталитет местных водителей, стоящих в пробке поворотом и закрывающих движение для тех, кому ехать прямо (вот уж действительно "цари баранов").
Поиски банкомата успехом увенчались не сразу. Там, где он должен быть, судя по сайту банка, волшебной деньгодающей машинки не оказалось. Пришлось в банк ехать. В принципе, он недалеко от гостиницы, но туда так просто не проехать - пришлось делать круг по району. Ехал обратно - навалил большую кучу на местные правила и внаглую через бордюр и автобусную остановку выехал со "слепой" улицы прямо на нужный мне проспект. К счастью, без последствий для себя и окружающих (между прочим, впервые за долгое время столь грубо нарушил ПДД).
По поводу еды. Если у вас маленький ребёнок, в Вологде питаться практически негде. Это моё личное мнение и, возможно, нам просто не повезло с погодой и размещением. Есть местные бистро, отзывы о которых на trip-adviser различаются от "всё восхитительно" до "полный отстой" примерно в равной степени. Хороший по отзывам ресторан "Великий Устюг", где подают в том числе и пиво из В.У. - должен быть неплох, но внутри - привет 90-е:) В итоге мы упали в "Пузатом Пацюке". Да-да, в Вологде, возможно, наиболее русском из всех русских городов мы обедали в украинском ресторане! Возможно ли пообедать русской кухней во Львове?! Лично я сомневаюсь! Конечно, нутро моё протестовало против украинской еды, однако, я понадеялся, что это правильные малороссы, давно с бывшей Украины уехавшие. Забавное место: деревянное трёхэтажное старинное здание, переделанное под ресторан. Детский стульчик у них нашёлся, так что Глебка вполне себе успешно подтыривал нашу еду.
Кухня, обслуживание и атмосфера - на 4 с минусом: готовят долго, громко орёт какое-то странное музло с закосом под Малороссию (ну хоть не Сердючка...), еда не сказать, что невкусная, но и ничем особенным не выделяющаяся. Мы за сходные деньги со схожим набором блюд обедали в Угличе. Там еда на несколько порядков лучше была.
Отобедав, решили, что для возвращения в гостиницу ещё слишком рано, а, значит, нужно осмотреть Соборную горку, которую многие считают Вологодским кремлём (неверно, местный кремль, заложенный Великим-Грозным, был окончательно разобран в 1 четверти 19 века), тем более, что погода чуть-чуть улучшилась: мерзкий дождь закончился и даже местами проглядывало голубое небо.
На площади какое-то мероприятие, как оказалось, это тот же самый фестиваль, приготовления к которому мы наблюдали накануне в Кирилло-Белозерском монастыре. Уточняю у ДПС, где можно оставить машину, паркуюсь на указанное место. К слову, участников фестиваля жалко: поют и танцуют на холоде.
На площади странный набор зданий: архиерейский двор, Софийский собор с колокольней (старо-русская архитектура), музей кружева (бывший банк, классицизм), Воскресенский собор, я бы сказал, что он в стиле Барокко и уместен он, со своими жёлтыми торжественными стенами был бы где-нибудь на Галичине во Львове, а уж никак не в Вологде: больно на Львовский собор Св.Юра похож. Ближе к реке стоит удивительной красоты небольшая церковь Александра Невского, по стилю - примерно середина 19 века.
Кроме того, невдалеке от площади установлен странный памятник букве "О" (в Вологде окают), памятники местной кружевнице и поэту Батюшкову (человеку глубоко трагической судьбы). Эти памятники совершенно случайно стоят рядом с домом, где родился и провёл детство другой, уже почти нам современный трагический человек - Варлам Шаламов.
С Соборной горки открывается милый вид на реку Вологда и другой берег.
Невдалеке от Соборной горки находится Покрова-на-Торгу. Видно, что реставрируют, надеюсь, скоро этот памятник русского зодчества предстанет во всей красе.
Нагулявшись, решаем съездить на разведку в заречную часть города, заодно и заправиться. К сожалению, в этот день мы за рекой ничего, кроме каланчи не увидели... Каланча, к слову сказать, оказалась так себе. Не чета угличской и рыбинской.
Заправки на Вологодчине на рубль дороже, чем на Ярославщине, так что заправляюсь "впритык", чтобы хватило до Ярославля.
Уставшие возвращаемся в гостиницу. Странно, Ленкин Айпад, в отличие от моего Гэлакси с местным вайфаем соединяться отказался, пришлось пустить её через подключенный у меня интернет мегафона. Вообще, связка "айпад+смартфон" себя прекрасно зарекомендовала. Например, в поисках еды было очень удобно смотреть в карту навигатора на телефоне и читать отзывы о заведениях на айпаде. Никто никому не мешает:)
Настигло странное чувство какое-то, противоречивое. Вроде бы, в гостинице, не на сиденье в машине спать собираюсь лечь. Вроде бы и бельё свежее, и матрас удобный (ага, только в серединке это жуткое ребро!)... А ощущаю себя обманутым: гостиница ожиданий не оправдала, а значит, ещё и добавила негатива к общему, и так уже подпорченному пробками и нелучшим общепитом, впечатлению о городе.
Пока я пребывал в размышлениях, Лена открыла народную карту яндекса и спросила "что такое ЛПУ ФСИН". И вот тут-то у меня и сложилась картинка. Это же гостиница рядом с тюремной больничкой. Изучение карты показало, что рядом есть то ли СИЗО, то ли тюрьма местная, Областное командование МВД и гражданская больница (та самая, которую пополам рассекает Советский проспект и где стояли ДПСники), с корпусами онкологии и радиологии как раз рядом с гостиницей. Надо внимательнее изучать карту мест расположения ночёвок! Видимо, ориентируется гостиница в первую очередь не на простых туристов, а на посетителей из дальних уголков области, приехавших к своим болеющим на свободе или за решёткой.
Обсудив наше "открытие", решаем встать с утра как можно раньше, чтобы побыстрее выселиться. Из планов на утро: осмотреть остатки Кремля - Архиерейский двор, немного обследовать церкви заречной части, а также заехать в магазин вологодских товаров за маслом и чем-нибудь ещё. Тут же принимаем судьбоносное решение: Ярославль, стоящий в нашей программе последним пунктом, отменяем с условием, что обязательно поедем туда как-нибудь ещё, тем более, можно увязать с Ростовом Великим, Борисоглебском-Тутаевым и ещё каким-нибудь городом, почему бы и нет? Причины просты: накапливается усталость, тем более, что наше пристанище в Вологде оказалось деморализатором-демотиватором.
... Серое хмурое вологодское утро встретило нас. Завтрак подаётся в отеле "Комфорт" без души: в омлете - кусочки скорлупы, по одному виду полудохлой мясной нарезки и такого же качества сыра. Сосиски - то, что называют "Сорт туалетный, сдобренный глютаматом". Вместо сока - самый дешёвый "нектар", да ещё и изрядно разбавленный. Неприятно. Ещё одно подтверждение того, что владельцы гостиницы экономят на всём. Очень удивило наличие за завтраком американца со спутницей. Судя по их разговору - переводчица. Быстренько выселяемся. Напоследок Лена делает снимок удивительно кондово врезанного выключателя в прихожей.
Отдавая ключ от номера, проявляю несдержанность: желаю гостинице поскорее прогореть:) Американца увозят практически одновременно с нами: он с уважением смотрит на Шеви Тахо и садится в Шкоду Фабия со смущением на лице. Ну а Глеб тем временем прикидывает, как лучше выехать задним ходом.
Далее маршрут такой: памятник первому вологодскому фонарю с писающей собачкой, затем в Заречную часть города: надо осмотреть церкви Дмитрия Прилуцкого и Иоанна Златоуста на другом берегу (плюс осмотр всего, что будет по пути).
Переехали через мост, пару раз повернули направо и выехали на набережную, осмотрели, насколько это возможно под проливным дождём, церковь. К сожалению, она столь густо скрыта листвой, что хороших фотографий не получилось, однако, совершенно случайно, мы поймали местную водокачку, мимо которой за эти сутки проехали бессчётное число раз.
Нужно, по идее, ехать прямо, однако там знак "проезд запрещён" (схему не рисую, ибо задолбался). Разворачиваюсь. Чтобы проехать 500 метров прямо по Набережной 6-й Армии необходимо сделать крюк километров 5: с улицы Чернышевского не везде есть левые повороты, а ДПСников весьма много. Всё-таки удалось куда-то свернуть.
В меру убитый асфальт улицы Чернышевского сменился настолько разбитой тропой, что задний въезд в пос.Сычёво через массив гаражей (это недалеко от моей дачи) - просто автобан!!! Грязь, выбоины, лужи. Асфальта, наверное, тут и не было никогда! И это - один из ближайших к Москве и Ленинграду крупных городов, между прочим, столица субъекта федерации! Пробрались к церкви Иоанна Златоуста. Посмотрели на неё, на Соборную горку... Решили, что с заречной частью Вологды пора завязывать, памятников много, но их расположение и удобство маршрута к ним совершенно не оставляет желания их осматривать.
Объехали Соборную горку, заехали на улицу Маяковского. Около Сквера Финских пожарных остановились, поснимали дом-памятник архитектуры XIX века и расположенную на противоположном берегу Сретенскую церковь.
Затем потолкались по пробкам в центре, посмотрели монументальную деревянную архитектуру. В первую очередь интересовал дом Пузан-Пузановского, где размещалось последнее в Российской Империи посольство США, в годы пресмыкания перед Западом и некоторое время спустя после него там даже был музей, содержавшийся современным пиндосьим посольством, однако с принятием закона о грантоедах музей закрылся. Меня это не печалит. Закрытие одного, весьма специфического музея ничто по сравнению с той огромной подрывной работой, которую проводило и, возможно, скрытно и в меньших масштабах проводит до сих пор, американское посольство с помощью всяких прикормленных структур. О вологодском сидении посольств неплохо написано в Википедии. Здание это расположено на одной из оживлённых улиц, удалось сфотографировать только улучшив момент в промежутке между встречными машинами.
Заехали в "Вологодские продукты" (совсем рядом с вышеупомянутым бывшим музеем): купили масла (85 и 72,5%, по 2 упаковки каждого сорта), коробку конфет фабрики, расположенной в пос.Шексна, сыр обычный и копчёный (последний - совершенно напрасно!), клюквенную настойку Великоустюгского завода (оказавшуюся совершенно офигенской!), а ещё всяких местных полотенец, прихваток и т.д. Хорошо, что у нас есть сумка-холодильник! Мы были совершенно уверены, что продукты благополучно доедут до следующего холодильника.
Последняя остановка - архиерейские палаты на Соборной горке. Паркуюсь примерно там же, где и накануне. В ранний час интересные музеи ещё не работали, так что, бегло пробежавшись под дождём идём к машине. Хотел подняться на колокольню. В ненастный день платить 300 руб за билет жаба задушила - хороших кадров всё равно не получится, так что, если вдруг каким-нибудь ветром вдруг окажусь в этом мерзком городе, то хоть на колокольню схожу:)
Впереди без малого 300 км до Костромы. Какими-то странными путями навигатор выводит на М8 "Холмогоры". Теперь весь путь пойдёт по федералке. Настигает чувство приближающегося финала путешествия, хотя, на самом деле, до финала ещё далеко! Не перестаю радоваться мощному таховному мотору: караваны из 3-4 фур удаётся обгонять легко и непринуждённо, главное - следить за знаками, разметкой и встречкой. Почти сразу после границы областей заправляюсь по 30,30 на ТАТ-нефти до полного бака. С прошлой большой заправки съел 99 литров и прошёл 713 км. Неплохо, учитывая вологодские пробки и петляния.
Вообще, изначальный вариант маршрута из Вологды в Кострому планировался по трассе М8 до Пречистого, оттуда уйти на местную дорогу на Любим/Буй, а оттуда свернуть на Сусанино или даже сделать крюк через Галич. Однако состояние дороги Любим-Буй вызывало опасения: в Сети была информация, что дорога - плохая грунтовка, которую сильно размывает в дождь. Шины у меня шоссейные Bridgestone Dueler H/T D684II, дохаживают последний сезон. Как они себя ведут на раскисшей земле видел на даче весной: трёхтонная машина просто прорыла себе траншею, не особо желая сдвигаться с места. Так что не рискую, неспешно проезжаю поворот на Любим в Пречистом, двигаюсь на Ярославль/Москву.
За несколько километров до Ярославля узкая федералка внезапно превращается в некое подобие МКАДА: широченная магистраль чуть ли не категории 1А, с развязками, отбойниками, освещением. Ленка на айпаде ищет, где бы перекусить, однако решаем устроить себе поздний обед или ранний ужин в Костроме: Глебка уснул, не хочется его будить. Так, в четвёртный раз переправившись через Волгу (по мосту, на этот раз), мы окончательно понимаем, что наше пребывание в Вологде - уже история...
Продолжение следует.