"Горе от ума" в Вологодском драматическом театре

[Блогово]

Вчера я наконец-то посетил последнюю премьеру нашего театра. Впечатлений масса.

Прежде всего, начало - Лизанька спит стоя, как боевой конь. Ну, это ладно бывает... Стихи, конечно, немного помарали,т.к. нынешние артисты с этим делом справляются плохо. Вроде бы и слышно, что говорят, слышно каждое слово, но смысл сказанного понять невозможно.

Как мне показалось, художника у спектакля не было, поэтому забавно выглядели все дамы в платьях начала 19 века, но на каблуках.

Чацкий был сделан немного под молодого Юрского, только без его таланта, абсолютно. Стихи Чацкий барабанил так, что от зубов отлетали, но что и про что - Бог весть... Лизанька была выведена девушкой чрезвычайно легкого поведения, ее заваливали на диван все - Фамусов, Молчалин, Скалозуб.

Молчалин с первого же появления так лебезил и пресмыкался, что ему только не хватало сзади хвоста, чтобы было уже совсем похоже на Лису Патрикеевну из детской сказки. При разговоре Фамусова со Скалозубом Чацкий сидит, спрятавшись, что возникает ощущение, что он подслушивает. (у Грибоедова написано - поодаль).

Из первого действия удалось уяснить лишь то, что Чацкий подозревает Софью, что она изменила ему душой. Очень хотелось посмотреть бал во втором акте. Дамы были, правда, количество их тоже подсократили, как и количество стихов в пьесе, - дочерей у князя Тугоуховского было всего четыре и все без слов. (Вот тебе и :"Какой эшарп кузен мне подарил!". Не было!) Все бы ничего, только гости так громко смеялись и так громко орали, что возникало ощущение мы смотрим пьесу М. Зощенко. За нехваткой мужчин две роли (господин N и господин D) переделали на женские. Одна госпожа большая , вторая маленькая - наверное, это забавно...

Второе действие выглядело так: на первом плане персонажи ведут диалог, как только он заканчивает, выбегает толпа гостей строем, как будто все играют в "ручеек" и убегает обратно за кулисы. Бал был за кулисами.

Каждый диалог велся очень эмоционально, только бессмысленно. действия не было вообще.Поразила сцена с Репетиловым - актер делал такие логические ударения, что до конца сцены было неясно, что происходит, о чем идет речь. Так в полном недоумении - я с трудом дождался финальной сцены... Слава Богу, что в советской средней школе эту пьесу мы очень подробно изучали, поэтому сюжет понятен лишь из первоисточника. Сказать, что спектакль плохой - нельзя, это слишком высокая оценка.

Потом на сайте театра я прочитал аннотацию:  "Сюжет пьесы известен со школьных времен: Александр Андреевич Чацкий возвращается после трехлетнего путешествия в Москву с намерением жениться на своей возлюбленной - Софье. Однако в доме отца Софьи Фамусова, куда устремляется герой, Чацкого ждёт лишь холодность и разочарование. Новый избранник Софьи и всё её окружение, московское общество, идеологом которого является Фамусов, представляются Чацкому косным, ограниченным, невежественным. Тщетно пытаясь противостоять консерватизму и непросвещенности фамусовского круга, Чацкий получает репутацию сумасшедшего и покидает Москву". Интересный такой сюжет...

Сцены из спектакля взяты с сайта театра. На первом фото - сцена Загорецкого и Хлестовой, на втором - Софья слушает разговор Лизаньки и Молчалина.

016
023