И мы делимся двумя рецептами полноценной жизни - о которых нам рассказывали дневники Елизаветы Измайловой и судьба Елизаветы Бём.
Проект, начавшись с дневника гимназистки, стал настоящим лекторием: источником новых знаний, вдохновляющим на поиски… Так в беседе с Татьяной Владимировной Касьяненко упоминался дневник светской дамы 19 века - Е. Н. Эндауровой-Кузьминой, посвятившей свою жизнь воспитанию дочерей.
Какое образование получали тогда девушки из состоятельных семей? Не будем далеко уходить из рода Эндауровых. Тем более, что племянница вышеупомянутой Е. Кузьминой - известная русская рисовальщица , силуэтист Елизавета Меркурьевна Бём (1843-1914). Еще ребенком она не выпускала карандаш из рук, рисовала на любых обрывках бумаги. И хотя жизнь во второй половине 19 века не особо располагала к тому, чтобы женщина занималась еще чем-либо, кроме домашнего хозяйства, родители Елизаветы оказались достаточно прогрессивными людьми и не ограничились семейными восторгами от рисунков.
Елизавета в 14 лет поступила в Рисовальную школу Общества поощрения художников… Но не будем пересказывать - подробную биографию можно найти и прочитать в сети. И это стоит сделать, чтобы вдохновиться примером ее жизни. С началом Первой мировой войны, на 71-м году своей жизни, уже вдовая и одинокая, давно продавшая и Страдивари, и многие полотна, безвозвратно проводившая внуков на фронт, Елизавета Меркурьевна писала: "...Я все еще не оставляю своих занятий, несмотря на слабость зрения и боль в изработанных руках... тружусь не в силу необходимости, а очень любя свое дело... Благодарю Бога за наслаждение, дарованное мне через призвание».
Вот вам один из рецептов полноценной жизни - делать с любовью свое дело!
Наша Лиза Измайлова не раз писала в своем дневнике, что очень хочет стать писательницей, быть полезной миру. Да, она не стала автором в обычном понимании, а вот стремление быть полезной реализовала сполна. Это и научная работа в Молочной Академии, в те времена это было важно для страны, людей. Поддержка супруга, Михаила Николаевича Казанцева, директора академии. Воспитание приемной дочери и воспитанницы. И даже сейчас, через 100 лет, мы находим для себя свет в строках ее дневника. Как важно вовремя понять, что дело жизни - это когда ты не столько для себя что-то делаешь, сколько отдаешь людям и делаешь это с любовью.
Другой рецепт Елизаветы Бём - использование трудностей как новых возможностей.
Так, начиная с литографии, по сути даже возродив ее в России, издав 14 альбомов силуэтов, многие которых были не единожды переизданы, в том числе за границей, Елизавета Меркурьевна, после сильных проблем со зрением … просто перешла на работу с акварелью, где не нужны тонко-очерченные детали. И ее открытки- это доброта, тонкий юмор и конечно - любовь к тому, что делает, к миру. Проблемы со зрением продолжаются, уже сложно и акварелью заниматься. Но трудности - не повод оставить дела и закрыться в доме. Елизавета Меркурьевна осваивает украшение и дизайн стеклянных и фарфоровых изделий. И снова - медали на мировых выставках, и даже появляется выражение «Бёмовский стиль».
А что наша Лиза? В ее жизни было достаточно трудностей, что-то знаем из дневников, что-то из уже биографических данных. Но у нее тоже есть стержень и внутренняя сила - училась, развивалась, принимала, прощала, отпускала, как бы больно не было, но не опускала рук. Как здорово, что вот так, через изучение обычной жизни известных и не очень людей , можем учиться и понимать слагаемые рецепты счастья и полноценной достойной жизни..