Жизнь — это миг, пока горит свеча!»

24.02.2021 [Блогово]

— именно так, объединенной цитатой из двух песен, я озаглавил бы рецензию на спектакль Алексея Ожогина «Жизнь человека». Но, увы, жанр рецензии давно умер, по крайней мере, в Вологде. А ведь еще каких-то …дцать лет назад прекрасный разбор спектакля нашего же драмтеатра по пьесе того же Леонида Андреева «Дни нашей жизни» написала Юлия Викторовна Бабичева, скончавшаяся 23 февраля. Ну так она же — доктор наук и специалист по творчеству Андреева, хотя писала много и о других постановках вологодских театров, например, помнится профессиональный отзыв на «Ревизора» в постановке Б.Гранатова. Хорошая рецензия тогда строилась по классической схеме: справка об авторе и его произведении, размышления о том, зачем режиссер именно сегодня взял эту пьесу, как он и актеры справились с поставленной задачей… Но, закончилась эпоха профессионалов.

Главному режиссеру театра А. В. Ожогину, в первом, после его назначения, радиоэфире я задал вопрос о репертуаре. Рад, что ответ Алексея Вячеславовича о разнообразии жанров и авторов не расходится с делом. Мне ближе постановки, заставляющие задуматься над тем, так ли ты живешь и есть ли во всем этом какой-то смысл, ведь и сама жизнь, по Жванецкому, как клавиатура рояля: черная клавиша, белая и — крышка! Именно поэтому выбрал спектакль «Жизнь человека». Прочитал предварительно зрительские отзывы, которые нашел не без труда — почему-то в драмтеатре нет гостевой книги, как в ТЮЗе. Много откликов разочарованных зрителей, развращенных антрепризными и местным комедиями.

Вспоминаю, как купил билет на одну из таких привозных комедий. Поразила публика — ни одного знакомого лица, как будто я попал в другой город. Удивила и экзальтированная реакция на выход на сцену известных артистов, примерно, как на клоуна в цирке, — смех и аплодисменты чуть не после каждой реплики ходящей живой знаменитости. Через неделю-другую смотрел тоже привозной, но уже серьезный спектакль «Маскарад маркиза де Сада». Публика примерно та же. Перед спектаклем прозвучал голос: «К вам обращаюсь я, Роман Виктюк!». Зрители сразу начали аплодировать, пока не поняли, что режиссер всего лишь просил выключить мобильники. Дальше спектакль шел в почти гробовой тишине с неискренними дежурными хлопками в финале. Ну не идут в Вологде такие постановки. Снята с репертуара «Утиная охота» в ТЮЗе, которую предлагали номинировать на «Золотую маску», хотя спектакль произвел на меня сильное впечатление отточенной режиссурой и прекрасной игрой актеров даже при просмотре в Интернете во время карантина.

Это не рецензия, а размышления после просмотра. Не буду пересказывать сюжет и анализировать игру актеров — они, следуя режиссерскому замыслу, работали на главную задачу — заставить зрителя думать и после окончания спектакля. И режиссер и актеры задачу выполнили. За пару часов перед зрителем промелькнула, как в студенческом конспекте («рай с любимой в шалаше» — богатство, слава и сопутствующие ей псевдо-друзья — падение — утрата самого дорогого — одиночество — дележ наследства), человеческая жизнь — от внутриутробного состояния до неизбежного конца. Все мы пришли из ничего и уйдем в никуда. Страшно это осознать? Если осознаете и поймете хоть что-то в этой, своей жизни, то, может быть, не будете при последнем издыхании кричать Всевышнему — проклинаю, как это сделал Человек? В этом смысле спектакль жизнеутверждающий. Не все пропало, никогда не поздно что-то изменить в своей судьбе, ведь не предопределена же она, в самом деле, как у андреевского Человека, хотя и в спектакле свеча в руке Всевышнего продолжает гореть, но уже для другого… С такими раздумьями даже не сразу хочется аплодировать. Примерно в таком же кратковременном ступоре обычно пребывают и слушатели в финале Шестой, предсмертной, симфонии Чайковского.

Чтобы мои размышления не смахивали на рекламу, добавлю «ложку дегтя». Картина первая показалась затянутой (ну это я, очевидно, не вник в авторский замысел), а в картине четвертой хотелось бы чуть усилить голос Старушки, особенно, когда ограничения по наполнению зала будут сняты. Впрочем, в неполном зале тоже есть свои преимущества — в буфете толкучки нет. Буфет, кстати, не порадовал: сосиска в тесте в областном храме Мельпомены — это не комильфо, особенно, если сравнивать с ассортиментом ярославского или столичных театров. Если бы рюмку водки к ней подавали, еще куда ни шло, можно было бы глубже вникнуть в тему постановки. Но в нашем театре сухой закон. Зато столичного уровня наш театр почти достиг в цене программки. Помню, что полвека назад у нас были самые дешевые программки в Союзе — три копейки, сейчас — шестьдесят рублей. Как сосиска в тесте.

К основной теме. «Театр бесполезен, но необходим», — прочитал я высказывание Эжена Ионеско на соседнем со мной, планово-пустующем кресле. Не согласен. Спектакли, воздействующие не на мышцы живота, а на извилины мозга и сердечные струны очень полезны для развития такого невидимого органа, как душа. Спектакль «Жизнь человека» вологодской драмы в постановке А. Ожогина — один из таких.

Ещё блоги

Оригинальное название фильма повторяет название того самого открытого письма Золя в защиту Дрейфуса («Jʼaccuse» — «Я обвиняю»)

Автор: Ешь читай смотри!

Если не смотрели этот фильм, обязательно посмотрите. Очень актуальное кино, снятое по лучшим лекалам кинематографии

336

Этот остров со стороны реки Шексны окружён валунами бывшей набережной посада

Автор: Крохино. Незатопленные истории

Теперь на этом вновь образованном клочке земли разросся тростник, выросло несколько деревьев (ива и ольха), а в воздухе стоит пряный запах смородины, — её кусты разрослись всюду как свидетельство того, что когда-то здесь жили люди и цвели сады

313

О 2129 человек, которых хотят мобилизовать

Автор: Евгения Сибирцева

Все понимают, что для Вологодской области это очень маленькое количество. И если поддержка такая огромная, то столько человек пришли бы в военкоматы сами, добровольно. Зачем же тогда просить бюджетные организации предоставлять списки военнообязанных? Зачем, в конце концов, рассылать повестки? Ведь они не нужны при огромной поддержке происходящего

1094

В настоящее время память А.П. Кутепова в его родном городе никак не увековечена

Автор: Череповецкая губерния

В Гражданскую войну генерал Кутепов сражался в Белой армии. В эмиграции возглавлял Русский Обще-Воинской Союз, который продолжал борьбу с советской властью в том числе методами террора

658

Тем временем в В.Ентале

Автор: OnLine Кичменгский Городок

Снег. Фото

673

Хармс и Мобилизация. «Он и представить себе не мог, как он возьмет в руки ружье и пойдет убивать»

Автор: Бессмертный барак

Из воспоминаний последней жены писателя Марины Дурново, записанных в Венесуэле Владимиром Глоцером

724

В 1914 году миллионы мужчин услышали впервые это слово — мобилизация

Автор: Лев Шлосберг

В центре Петербурга в жаркие июльские дни могло показаться, что воодушевлённая нация готова в едином порыве, с радостью исполнить свой долг перед императором и Родиной. На центральных улицах и площадях гремели манифестации

744

Редкой находкой является прикладная костяная печать-матрица, найденная в Парковом переулке

Автор: Три кремля Вологды

Печать выполнена в виде медальона. На лицевой стороне вырезана фигура воина с мечом и щитом, по ободку надпись «Печать Зазиркина». Предположительно, она могла принадлежать слуге митрополита Парфению Зазирке, упоминаемому в документах XV века. Находка говорит о продвижении церковного влияния Москвы на земли Новгородской Софии

582

Граждане, пребывающие в запасе, не могут являться субъектами преступления, предусмотренного частью первой статьи 328 УК РФ

Автор: Владимир Механиков

Частью первой статьи 328 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от прохождения военной службы

1256

Мобилизовали моего отца, 48 лет

Автор: Алина Боброва

Службу в армии он не проходил, военного опыта нет, автомат в руках не держал

1980

При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на адрес newsvo.ru

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора публикации

Яндекс.Метрика