Во времена, которые выпали на время моей работы мэром, Череповец установил побратимские связи с городом Гранд-Сент – небольшим населенным пунктом на французском побережье, пригородом Дюнкерка и настоящим чемпионом страны по зеленому строительству за счет посадки деревьев, разбивки клумб и так далее…
В начале 90-х прошлого века промышленный Череповец тоже интересовало и благоустройство, и оформление города. Во главе ЖКХ мэрии тогда стояла Татьяна Тасенко – очень способный руководитель, которая всегда была на пике новаций.
К тому же, именно на тот период приходился срок освоения средств, полученных от Мирового банка на реформу жилищно-коммунального хозяйства Череповца, и нам хотелось идти дальше, хотелось сделать город зеленым, цветущим, современным. Мы списались, договорились с мэрией Гранд-Сента и поехали во Францию.
Изучали там опыт местного самоуправления, малоэтажного строительства, озеленения, благодаря чему в Череповце потом целые районы новые появились, а вместе с ними и необычные зеленые скульптуры - фигурки животных, ладьи, каравеллы из живых цветов.
Та поездка была важной ещё и потому, что познакомился я с мэром Грант-Сента Андрэ Демартом. Матёрый такой был мужик и очень авторитетный! Должен сказать, что во Франции тогда было реальное местное самоуправление, которое мы у себя в России только ещё начинали строить и формировать, и нам был важен именно этот практический опыт.
А затем состоялся ответный визит, французская делегация во главе с мэром приехала к нам и, естественно, наша местная оппозиция пройти мимо такого события не смогла.
Ряд широко известных на тот момент городских персон в итоге излучили момент для встречи с французом с одной лишь целью -нажаловаться на реформы, проводимые Позгалевым в Череповце, полагая, по своей наивности, что через высокого гостя они смогут передать свои петиции в Европейский суд или куда-то ещё… А там, за границей, мол, этому Позгалеву голову гарантированно оторвут) Уже без них.
Француз уделил бузотерам внимание, а мы дали возможность поговорить наедине. После этого разговора Демарт заметил: «Хорошая у вас, Вячеслав, оппозиция, любить ее надо». «Любить?» - переспрашиваю, - «А как?!»
В ответ Андрэ сделал жест, которым показал, что он как бы приобнял партнера, крепко сомкнув на нем руки, а затем резко их разжал и с простодушной улыбкой посмотрел вниз, показав всем своим видом, что это он в объятиях только что «задушил» собеседника: «Я их ТАК люблю, и вам также советую!»
Если уж быть честным, совету коллеги я последовал и, кажется, перестарался. Оппозиции в Вологодской области не стало. То ли от любви, которая ей была оказана, то ли по другим причинам. Но сейчас наш регион один из немногих, где оппозиции, действительно, нет в принципе.
…А уроки французского коллеги я вспоминаю с благодарностью. И должен сказать, что изучать чужой опыт и использовать его, это гораздо лучше и правильнее, чем самому заново изобретать велосипед.