Полиграфическая машина времени -2

Опубликовано

Большевики чудили не только с  календарем  - в 1930-м году было объявлено  о предстоящей замене  кириллического алфавита на латиницу с кристальной целью: «...освободить  трудящиеся массы от  всякого влияния дореволюционной печатной продукции». Остановило это решение чудовищная дороговизна мероприятия

Если из истории убрать всю ложь, то это совсем не значит, что останется одна только правда — в результате может вообще ничего не остаться.
 С. Е. Лец

Вот давайте вместе и заполним пустоты в нашей истории, образующиеся после устранения  мифов.

Вологда, 1930 год. 
Вопреки нашему радужному представлению   о «власти  народной»,   народу в эту пору живется хреновато, и сведения об этом просачиваются  в  официальную, советскую печать, а другой тогда уже и не было. 
Вот заметка в газете «Красный Север»  №  56-2- 1930 г.,  о нехватке одежды и обуви.  Вдумайтесь  -  после    дюжины лет власти большевиков, после недавнего изобилия  НЭПа,   обычная обувь, детские   ботиночки стали таким дефицитом, что 100 школьников Вологды   «отсеялось», то есть перестали ходить в школу.
 
Сокращались и продовольственные пайки.
Норма выдачи  продуктов в Вологде  на февраль  1930 года.
По первой категории – (самая тяжелая физическая работа – грузчики  пристаней  и ж/д станций    на месяц выдается  8 кг  муки  и 8 кг печеного хлеба. 
Топленое сало  - по 250 гр. на едока рабочие и члены их семей,  служащие  - 200 грамм. 
Растительное масло   рабочим   по 750 гр.  служащим – по 500 гр.
  Крупа – рабочим  1кг. 200 гр.,  служащим – 800 гр. 
Сахар -  рабочим   по 700 гр., служащим – по 400 гр.
Рыба соленая – рабочим  1 кг. 500 гр, служащим    1 килограмм.

И в это же время уже на уровне  района   была привилегированная каста -
20 руководящих районных работников и 30 членов их семей в каждом районе. Список чиновников должен был определяться совместно секретарем райкома ВКП(б), председателем райисполкома и руководителем районной профсоюзной организации. Снабжение производилось по нормам рабочего пайка, который включал следующее количество продуктов на человека в месяц: крупа - 2,5 килограмма, рыба - 2 килограмма, сахар - 1,5 килограмма, растительное масло - 400 граммов, чай - 25 граммов, консервы - 3 банки. В паек входило и мыло. Список предусматривал снабжение хлебом из расчета 800 граммов на день. В 1930 году весь этот набор продуктов стоил 13 рублей 97 копеек.
Кроме того - ответственные районные работники имели право каждый месяц на 10 рублей приобретать в специальных магазинах промышленные товары (хлопчатобумажные ткани, готовое платье, обувь, галоши, трикотаж, папиросы, нитки.

(Масштаб цен можно примерно представить себе  по таблице выигрышей лотереи  за 1930 год). 

Но и этого    чиновникам  было явно мало: 
В 1930 году председатель одного их горсоветов Северного края Савельев просил освободить его от занимаемой должности, мотивируя свое решение слабым материальным обеспечением: "Семь душ в семье. Зарплата - 185 рублей при расходах в месяц: квартплата - 20 рублей, выплата по облигациям - 20 рублей, дрова - 15 рублей, профсоюзные взносы - 9-10 копеек, кооперативный взнос - 10 рублей, мука - 75-80 рублей, паек - 13-18 рублей".
(Цитирую по: Р. А. Малахов, Ю. А. Перебинос, ВОЛОГОДСКОЕ ЧИНОВНИЧЕСТВО 1918-1930-х ГОДОВ, Альманах Вологда – 4 http://www.booksite.ru/fulltext/4vo/log/da/9.htm

Но в Вологде было около 10- 15  человек, (верхушка партийного и советского руководства, ОГПУ)  снабжавшихся по нормам  литерного  пайка категории А  -  на каждого прикрепленного выделялось ежемесячно по 4 кг мяса и колбасы, 6 кг рыбы и 2 кг сельди, 1 кг кетовой икры, 2 кг сыра, 1,5 кг сливочного масла и 2 л растительного масла, по 3 кг сахара, муки и круп, 8 банок консервов, 20 яиц, 50 г чая и 2 куска мыла. Кроме того, ежедневно полагалось по 800 г хлеба и по литру молока.
При этом за сыр они платили  5 рублей за килограмм (в магазине – 20-24 рубля). За икру – 9 рублей за килограмм ( в магазине – 35 рублей). 

И, можно догадаться, что для ЭТИХ товарищей, колбасу делали из мяса,


 и  рыба  у них отличалась от ржавой селедки  рабочего пайка.

Помимо  продовольственного кризиса, приведшему к повседневному введению карточек на продукты,  роста цен и снижения реального уровня зарплата, снижался и номинальный  уровень зарплат. 
Именно  в 1930-м году была проведена перетарификация во всех отраслях промышленности  - повышение норм и снижение расценок. Результат  - зарплаты вологодских рабочих снизились в 1,5 – 2 раза.  Токарь ВРЗ, получавший  110 рублей, стал получать  62 рубля,   литейщик вместо  90 рублей     -  50.
Увеличивалось и количество рабочего времени -     страна перешла на непрерывную рабочую неделю   - 4 дня работали, пятый отдыхали.  С августа 1929  года по август 1931 года  в СССР  действовал  р-р-рэволюциённый  календарь -  в каждом месяце  было по 30 дней и 6 пятидневок, в году – 72 пятидневки  и   5 дней «безмесячных» каникул.   (77 выходных дней в году)

Календарь сей хитромудрый назвали – ВЕЧНЫЙ   календарь,    он скоро кончился, и напоминают о нем лишь записи   в  документах – дата рождения -  30 февраля  1930 года.

С 1 сентября 1931 года  перешли на  шестидневку. Месяцам вернули прежнее количество дней, но выходными стали 6. 12, 18, 24 и 30 число каждого месяца.  (За февраль -  выходной 1 марта).    31  - число – неизменно добавочный рабочий  день.    Итого – 60 выходных.
Для сравнения – в  1902 году было 123,  в 1913  году   -  140 празднично-воскресных дней. (Особо отмечу – для православных).
Большевики чудили не только с  календарем  - в 1930-м году было объявлено  о предстоящей замене  кириллического алфавита на латиницу с кристальной целью: «...освободить  трудящиеся массы от  всякого влияния дореволюционной печатной продукции».
Остановило это решение чудовищная дороговизна мероприятия.

Тем не менее, «плановая»  экономика пошла вразнос – с конца 1928 года по июль 1930 года в обращение было выпущено  1 млрд 566 млн  бумажных рублей, хотя по плану  за всю пятилетку    - 1 млрд 250 млн. рублей.
Основные причины – неэффективность экономики  и бюрократизация производство.
Конкретный пример – в это время    в Соколе на бумажной фабрике   «Бумтреста»   платили зарплату   14   (четырнадцати!) инженерам  по  200-250  рублей в месяц,  в то время как до революции  на этой же фабрике этим же количеством рабочих  управлял ОДИН инженер.
Печатанье  фантиков вместо денег не прошло бесследно   - из обращения стали исчезать  серебряные  монеты.  Исчезали из касс магазинов и буфетов,   трамваи из своей выручки не сдавали ни монетки    - только бумажки.  Частники на серебро продавали дешевле, чем на бумажные деньги,   крестьяне на рынках сразу объявляли две цены  - в серебре и в бумажках.
Дошло до того, что извозчики сразу заявляли  -  полтора рубля серебром или  три  - бумажками.

Наркомфин Брюханов  объяснял, что действительным виновником  затруднений с разменной монетой является классовый враг.

ПРОСТЫЕ РЕШЕНИЯ

На проблемы  товарищ Сталин реагировал  незамысловато  - Расстрелять!
Возникли проблемы с мясом?  
Так это не идиотская политика  коммунистов  виновата, а вредители.
Тов. Сталин  пишет Молотову:
«Нужно обязательно расстрелять всю группу вредителей по мясопродукту, опубликовав об этом в печати».
При этом как то забывалось, что бойни находились в ведении  НКВД.
Возникли проблемы с разменной монетой?
«...обязательно расстрелять десятка два-три вредителей из этих аппаратов, в том числе десяток кассиров всякого рода, в) продолжать по всему СССР операции ОГПУ по изоляции мелкой монеты (серебряной)».
 Про серебро товарищ Сталин написал в середине августа, а уже 4 сентября  газета Красный Север опубликовала отчет об уголовном деле Вологодского Окротдела  ОГПУ. 

Арестованы Пристенов А.И.  – торговец,   у которого изъято разменной монеты советской чеканки на 286 р.40. к.   Забродина С.А. кассирша ЖАКТа № 5 и Горбачевского кладбища – на 542 р. Жаворонков А.П., кассир ЦРК «Вологжанин»  - 142 р. 58 к. на квартире  и 50р. 20 к. в кассе.
Леонович Анастасия, служащая водоразборной будки – на 81 р.50к.
 Милованов -   священник из Чебсарского района – 270 рублей.

 В   Москве    крупных укрывателей  серебряной монеты приговорили к расстрелу.   Приговор вынесла коллегия    ОГПУ.

Даже не стали париться с судом,  прокурором и адвокатами. Поговорили промеж собой и прислонили к  стенке.  До «тридцать-седьмого-года»   еще семь лет, а стреляют без суда и следствия только так.

 СПАСИТЕЛЬНИЦА-ВОДКА


«Нужно, по моему, увеличить (елико возможно) производство водки. Нужно отбросить ложный стыд и пойти на максимальное увеличение производства водки на предмет обеспечения действительной и серьезной обороны страны.» (Сталин – Молотову)
И моментально последовало решение Политбюро ВКП(б):
«...разрешить НКФ СССР выпустить в сентябре месяце 2 миллиона ведер водки в 43 градуса по ранее установленной цене — 5 рублей литр; и) обязать НКФ СССР выпустить в сентябре месяце в дополнение к установленному контингенту не менее, чем 1 миллион ведер водки по прежней цене — 3 рубля 50 копеек за литр при прежней крепости; к) обязать НКФ СССР немедленно принять меры, обеспечивающие дальнейшее расширение водочно-спиртового производства уже в октябре месяце».         
И в Вологде появилась водка в 43 градуса вместо  прежней, 28-ми градусной.                                                                                    

Гайки закручивали  все сильнее и сильнее.
Уже вовсю  шли политические процессы с дикими обвинениями -  так, на процессе Промпартии в вину обвиняемым ставились   следующие жуткие преступления:  - 
Амбары лесопильных заводов на Севере строились с расчетом превращения их в ангары для воздушного флота интервентов.
И промышленные предприятия проектировались с таким расчетом, чтобы при постройке были созданы площадки для тяжелых орудий интервенционных войск, и мелиорацию земель проводили исключительно для того, чтобы облегчить проход иностранных войск...

Вологда не отставала.
Высказал сомнение в целесообразности   создания колхозов -  получи  4  года тюрьмы.

Но это мелочь, повседневность.
Был в Вологде  и свой большой процесс   с непременными «вредителями»   - дело бывших работников  финансового отдела  и торговцев города Вологды.
На скамье подсудимых во  «Дворце труда»  ( гостиница «Золотой  якорь»)  -  50 человек.

Газета Красный Север  № 159 от 17 июля 1930 года  перечисляет и тут же разъясняет   вредную классовую сущность   врагов народа
Зам. зав. налоговым   подотделом  Остроумов – сын священника.
Зав. отделением налог. подотдела Камарашев – тоже сын священника.
Другой зав. отделением Петровский – сын чиновника. Инструктор Панов – сын торговца, бывший офицер. Инструктор-ревизор Розов – сын дьякона.

   Приговор  с относительно небольшими сроками   сопровождался   ремаркой   - имущество у бывших торговцев и предпринимателей конфисковать полностью.

И еще один скороспелый процесс -  по делу о крушении на станции Ефимовская.  (26 погибших и десятки искалеченных).

Впечатляет скорость   рассмотрения – 30 июня  1930  года стрелочница Валова  (на шестой день службы, ни  разу никем не инструктированная)   перевела стрелку НЕ ТУДА, и уже 26 июля  21 человек на скамье подсудимых. 2 –го августа, в 9 часов вечера – вынесен приговор.
Начальнику станции – 5 лет лишения свободы,  стрелочнице – год принудительных работ.


   По состоянию на  19  марта 1930 года  на станции  Вологда    было выгружено  22 607 человек   сосланных кулаков, в основном – из Украины.
Это происходило не в безвоздушном пространстве,   колонны ссыльных под конвоем  прогоняли не подземными тоннелями, а по улицам Вологды.
И размещали их не в глухих лесах,  а в Вологде.

Церкви в Вологде закрывались, в них устраивались пересыльные тюрьмы. 
Спасо-Прилуцкий монастырь еще в 1924 году стал  пересыльной  тюрьмой, а в  1930 году в Спасском соборе устроили нары в 6 – 8  этажей! 
Храм апостола  Андрея Первозванного  -  1930 г. пересыльный пункт для репрессированных (тюрьма).

Храм свт.Николая во Владычной слободе.1669 год. С 1930 года пересыльная тюрьма,


Вспоминает Н. Коломоец (Котляр), высланная из Днепропетровской области: «В Вологде поселили в церкви. Там уже были сделаны четырехэтажные нары и находилось большое количество переселенцев. Мужчин вскоре забрали на лесоповал в Тотемский район, а женщины с детьми жили до конца апреля. Когда вселяли в нее, никто не хотел идти под алтарь, но под действием оружия заставили это сделать... Помнится, тогда много умирало маленьких детей, по 15-25 в день. Чем болели – не знаю. Полежат они два-три дня, и ... смерть».
(цитирую по: https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fwww.gorodtotma.ru%2F268-specposelenija-v-totemskom-rajjone-v-1930-e-gody.html%23sel%3D14%3A1%2C14%3A77&post=62967507_11347&el=snippet)

В пересыльную тюрьму  превратили  и Горне-Успенский монастырь.

Когда в 1995  году начали восстанавливать   Успенский собор  Горне-Успенского монастыря, то начинать пришлось с расчистки   полутораметрового "культурного слоя".
На полу собора  обнаружили множество  человеческих костей и около полусотни черепов, в т.ч. детских, многие с огнестрельными ранениями.
Пересыльной тюрьмой была и   церковь Иоанна Богослова (улица Маяковского). 

Про Свято-Духов монастырь, где поселились  вологодские чекисты  - надо ли говорить? С  тех давних пор там было  управление    НКВД-МГБ-КГБ и доныне – МВД.
Так что не скоро мы узнаем ВСЮ правду о тех временах.

  Продолжение следует 

Полиграфическая машина времени -1