Дневники из прошлого

[Блогово]

Я люблю читать дневники из прошлого - особенно если там не только сердечные переживания (куда без них), но и хорошие, красочные свидетельства эпохи. Дневников таких немало, даже Тотьме повезло. Одно и то же начало ХХ века можно увидеть с разных ракурсов от совершенно разных людей - есть крестьянин Замараев, есть мемуарист Дмитрий Силинский, есть великолепная Наташа Дилакторская. Последняя прекрасна тем, что её судьба - это готовый сюжет для фильма по типу семейной саги, только вместо семьи - Личность.

Наташа Дилакторская родилась в Тотьме в 1904 году, в интеллигентной семье преподавателей (отец позже стал директором реального училища). С детства близко общалась с художником Феодосием Вахрушовым, брала у него уроки живописи и вместе с ним ездила на сухонские этюды. Помимо Вахрушова, в дневнике можно найти и ещё одну художницу той поры Анну Каринскую, и городского голову, того самого фотографа Александра Киренкова, и весь цвет тогдашней тотемской интеллигенции. Семья прошла через два ареста отца в смутные революционные годы, череду болезней и разнообразные душевные переживания. Наташа переехала в Петроград, вскоре ставший Ленинградом. Работала в театре, потом - в издательстве. Была близко знакома с Хармсом, Зощенко и Маршаком, сама написала несколько детских книг. Пережила арест и гибель матери в Волголаге, совершила попытку самоубийства. Ушла на войну фронтовым корреспондентом, вернулась с наградами. В годы гонений на Ахматову хранила у себя дома "запрещенные" рукописи, включая "Реквием", стала первым редактором "Поэмы без героя", близко общалась с поэтессой. Умерла в 1989 году.

Безжалостный ХХ век как он есть; однако, вместе с тем, - ещё и удивительные перипетии судьбы девочки из Тотьмы, которой повезло знать такое количество выдающихся людей и пройти через величайшие потрясения истории. Несколько лет назад в фонд Тотемского музейного объединения поступил личный архив Натальи Дилакторской - передали родственники. Это был настоящий клад для вдумчивого исследователя, до сих пор полностью не обработанный: портрет юной Наташи кисти Вахрушова, письма из Волголага от матери (невообразимо тяжёлое чтение), а ещё - дневники. В которых, помимо прочего, предстаёт Тотьма в один из самых тяжелых для города периодов - с 1917 по 1920 годы.

Выдержки из дневника мы опубликуем в готовящейся книге, - надеемся, нас простит краевед Григоров, о способностях которого вести лекции Наташа с юношеским максимализмом отозвалась крайне критично. Сейчас речь о другом, - меня посещают очередные вечерние раздумья. Девочке, ведущей дневник в 1918 году, 14 лет, но такое впечатление, что пишет человек, умудренный жизнью и жизненным опытом. Обороты, фразы, построение предложений, совершенно недетские переживания и недетские книги, которые, если верить дневнику, читает Наташа. А еще ведёт дневник на русском, английском и французском.

В этой связи вспоминаются дневники идейных пионеров 30-х годов и блокадные дневники школьников Ленинграда. Примерно такое же ощущение полнейшего "не-детства". Абсолютно взрослые рассуждения и переживания. Но раньше мне казалось, что это закономерно и естественно ввиду того, что у поколения, родившегося в 1917-м и даже 1920-м, взросление наступило довольно рано, да ещё жёсткая идеология взяла со школьных лет в тиски и неслабо поработала. В травоядное время Тотьмы 1900-х годов ничего этого не было, но вот дневник Наташи есть.

Когда же этот феномен "взрослых детей" ушел как таковой? Когда советское образование наращивало дополнительные классы? Когда великие свершения ценой великой крови сменились тихим путешествием по течению? Когда пришло общество потребления? А может, это всё и не ушло вовсе - тут говорят, что пятиклассники в Томске на митингах предлагают перемены в антикоррупционном законодательстве?))

Кстати, Наташа Дилакторская, в отличие от этих детей, была в тотемский период совершенно аполитична. Понять, как она относится к потрясениям, накрывшим страну в 1917-1920 годы, из дневников практически невозможно.