5 марта умер Сталин, 9 марта родился Молотов - какое-то нерадостное у женского праздника окружение. С первым товарищем всё ясно; Сергей Максимишин тут недавно переживал, что у нас в музее есть портрет Сталина. Но в Сольвычегодске вот музей мемориальный есть с жутковатыми магнитами "Был культ, но была и личность" - и ничего, как-то земля это терпит. Этот товарищ в Тотьме бывал, даже с местной гимназисткой пытался роман завести, - там интересная история, можно обсуждать у Малахова, но как-то не хочется. Лучше про Молотова.
У Молотова вообще судьба очень интересная. Он, в отличие от Сталина, в Тотьме успел не только побыть проездом из точки А в точку Б, но ещё и пожить. 1909 год, Вячеслав Скрябин, сосланный за революционную деятельность даже из такой "подстоличной Сибири", как Вологда, прибывает в Тотьму. Заселяется в одноэтажный скромный домик по Дмитриевской улице, 23. Подозреваю, что страшно тоскует. Ибо вокруг - не балы, не красавицы, не лакеи и не юнкера, и даже не хруст французской булки. Вокруг - обывательская жизнь, мелочные лавки торговцев, крестьянские подводы, навоз от лошадей и редкие спектакли народного театра в качестве развлечения. Правда, в качестве приятного бонуса, - несколько сотен учащихся, которые проявляли определённый интерес к идеям революции. Известно почему: царь, бюсты которого якобы мироточат, к тому времени уже надоел многим, но опротиветь, как в годы первой мировой, ещё не успел.
Наверное, Скрябин успел провести встречи с молодёжью, успел пораспространять полулегальную и нелегальную литературу, наверное, вёл какую-то переписку и высказывал в ней какие-то впечатления о месяцах ссылки. Я пишу "наверное", потому что доподлинно ничего не известно. Никаких воспоминаний о нашем городе Скрябин вообще не сохранил - в отличие, например, от Луначарского с его цветистыми отрывками про Тотьму, которая выглядит как декорация для "Снегурочки". Тем не менее, короткая ссылка Молотова явно что-то после себя оставила, ибо в 1939 году Тотемский музей имени Луначарского приобретает дом, где жил ссыльный Скрябин, и в течение двух лет строит там экспозицию. Двух! Лет! Экспозицию! - ну не могло же там быть просто собрание типологических интерьеров?
А кто знает, может и могло. Никаких тематико-экспозиционных планов тоже не сохранилось. Так или иначе, в 1941 году музей открылся и стал вторым музеем нашей Тотьмы, о котором сейчас уж мало кто помнит. Войну он пережил, улицу Дмитриевскую вслед за собой переименовал. Можно попытаться представить пафос экскурсоводов, которые проводили мероприятия для учащихся - и восторг учащихся, которые будто бы прикасались к великому, посещая сию скромную постройку (на фото). Время такое. Правда, знал ли о существовании музея в Тотьме сам Молотов, история умалчивает.
А потом - развенчание культа Сталина и многих его соратников с ним заодно. В Тотьме вовремя почуяли, куда ветер дует: ещё до того, как на карты страны вновь вернулась Пермь, музей Молотова был закрыт. Улица бывшего великого ссыльного Молотова была переименована в улицу по-прежнему великого ссыльного Луначарского, которому повезло умереть до начала репрессий. Дом был выведен из категории мемориальных, и о нём попросту постарались забыть. И в итоге вовсе снесли.
Сам Молотов прожил удивительную жизнь. Он пережил и закрытие музея в Тотьме, и обратное переименование Перми, и свою долгую опалу, тянувшуюся все застойные годы. Всегда был уверен в том, что репрессивные методы управления страной были эффективны. Апофеоз этой удивительного жизненного пути наступил при Черненко, когда Молотова восстановили в КПСС. Только подумать - 1984-й, прямо по Оруэллу. Это уже практически Модерн Токинг, Bad Boys Blue и прочие Валерии Леонтьевы - а Молотова в партии восстанавливают.
Представляется, что в 1986-м Молотов ушёл из жизни в абсолютном спокойствии, считая, что справедливость восторжествовала и жизнь прожита не зря.
Через два года ДК МЭЛЗ хором скандировал вместе с Цоем: "Мы ждём перемен!".
Через пять лет СССР рухнул.