1 марта 1918 года в газете «Правда» было опубликовано заявление ЦИК Советов: «1. Все слухи об эвакуации из Петрограда Совнаркома и ЦИК совершенно ложны. СНК и ЦИК остаются в Петрограде и подготавливают самую энергичную оборону Петрограда. 2. Вопрос об эвакуации мог бы быть поставлен в последнюю минуту в том случае, если бы Петрограду угрожала бы самая непосредственная опасность - чего в настоящий момент не существует».
В это время уже формировались эшелоны для переезда большевистской верхушки в Москву.
Охраняли секретный эшелон № 4001 латышские стрелки, до этого охранявшие Смольный.
Так что же, Смольный остался без охраны?
Не извольте беспокоиться - на смену латышским стрелкам заступили две роты ЭСТОНСКИХ красных стрелков.
На 30 апреля 1918 года Смольный, где находились руководящие органы Петрограда и губернии, охраняли 359 эстонских стрелков.
1 мая 1918 года уже эстонский коммунистический батальон принял участие в первом параде петроградских частей Красной Армии.
Ставка на инородческих наемников была сделана Лениным и Троцким еще ДО Октябрьского переворота. Лев Давыдович еще весной 1917 года заявил, что «у целого ряда народов есть счета к российской монархии и русскому народу, и это надо умело использовать в борьбе с контрреволюцией и другими внутренними врагами».
Когда начала создаваться Красная армия, то Ленин распорядился сохранить все латышские полки, в то время, как русские полки подлежали расформированию.
Но и эстонцы не остались стороне.
«В Петроград потянулись многие эстонцы - рабочие российских городов и поселений, а так же ранее служившие в различных воинских частях. В национальные батальоны и полки вступали нередко отцы с сыновьями, братья, вступали и женщины»
«цитирую по : В. Маямяги, «В огне борьбы. Красные эстонские стрелки».
На самом деле происходило то же, что и с латышскими стрелками - был просто выбор, отправиться на заработки в далекую Америку, или – совсем рядышком, вот он, Петроград.
А там сразу - и жалованье, и кормежка.
Так, «простые» красноармейцы получали 100 рублей в месяц (семейные – 150) рублей, то эстонские «латыши» – 15-20 рублей в день.
Золотом, а не бумажками.
Так вскоре латышских и эстонских полков стало не 8, а 16.
И в латышских частях были эстонцы, и в эстонских – латыши. Так, к примеру, командиром 15-го Тартусского (Юрьевского) пехотного вполне эстонского полка был назначен латыш А. Яновский (штабс-капитан царской армии).
Созданная в апреле 1918-го Латышская дивизия под командованием И.Вацетиса в общероссийский карательный спецназ — ее подразделения принимали участие в разгроме практически всех крупных выступлений против большевистской власти.
Пусть вас не обманет название – дивизия. Дивизия того времени состояла из 4 полков и артиллерийского дивизиона, а Латдивизия имела 9 стрелковых и 1 конный полк, 6 артиллерийских дивизионов и отдельных батарей, а также авиацию. К осени 1918 г. Латышская дивизия насчитывала около 24 тысяч человек.
Кроме латышской дивизии, были созданы роты и батальоны латышских стрелков, которые сражались в составе интернациональных полков и бригад, в составе 25-й Чапаевской, 24-й Железной, 58-й и ряде других дивизий Красной армии”.
Но в это же время формировались Красные эстонские полки.
Практически во всех значимых городах, в том числе и в Вологде, были созданы латышско-эстонские спецотряды ВЧК-ОГПУ.
52 % руководящего состава ВЧК составляли тогда латыши.
Член коллегии ВЧК Лацис сказал: Не ищите в деле обвиняемого улик о том, воссстал ли он против Советов оружием или словом. Первым долгом вы должны его спросить к какому классу он принадлежит, какого он происхождения, какое у не го образование и какова профессия. Все жти вопросы должны разрешить судьбу обвиняемого»
Не ищи палача, а ищи латыша
Так говорили тогда в России.
В ту пору главной опорой большевиков в борьбе за сохранение власти, особенно в осуществлении карательных мер, были латышские стрелки (как и бывшие военнопленные - мадьяры, австрийцы, немцы и другие). И население карательные, чекистские отряды, состоявшие из иностранцев и инородцев, называло "латышскими", "латышами", подобно тому, как в старину называли в России всех иностранцев "немцами". Дело доходило до того, что подчас и русских охранников в доме Ипатьева называли "латышами", вместе с произнесением их подлинной фамилии: "латыш Кабанов", то есть тоже каратель, чекист.
К 1920 году (расформирование латдивизии) в Латышской дивизии числилось 16314 человек, но только 7000 из них были латышами, остальные — русские и представители других национальностей
Так что «Латышские стрелки» это просто раскрученный бренд, за которым стоят и китайские карательные отряды, отличавшиеся запредельной жестокостью, и венгры, хорваты, немцы из Германии и Австрии.
И - эстонские красные стрелки.
Именно эстонские стрелки отличались своей формой - с панамами.
(5-й эстонский Вырусский полк)
А вот - патруль Красных эстонцев.
3-й эстонский полк
Бронепоезд Эстонской дивизии
Штаб Эстонской дивизии
Именно «латышские» стрелки подавили восстание эсеров и анархистов в Москве летом 1918 года. Далее – везде – в Петрограде, Калуге, Вологде, Ярославле, Костроме, Великом Новгороде. По оценкам корреспондентов стран Антанты в этих городах соединениями КЛС было уничтожено свыше 13 тысяч человек.
Этот интернационал долго давал о себе знать – к примеру
Президент Народного трибунала гитлеровской Германии Роланд Фрейслер — попавший в плен в 1915 году, вступил в партию большевиков, успел побывать красноармейцем, политкомиссаром и чекистом, был начальником продотряда. Пламенный оратор, он на митингах в Соколе и Вологде убеждал пленных немцев и австрийцев вступать в ряды Красной армии.
Вернувшись в фатерлянд, Роланд показал большевистскую выучку - с 1934 по 1945 г. в Фольксгерихтсхофе, где рассматривались дела о государственной измене, вынесли 5243 смертных приговора; 4951 из них подписал Роланд Фрейсер.
Очень странные три года (1919-1921 г.) провел в России Мартин Борман, второе лицо в Рейхе после Гитлера.
Согласно советской версии он находился в плену в лагере военнопленных в Осташкове, но никто из находившемся в это лагере военнопленных отчего то не помнил камрада Мартина.
Согласно официальной версии в августе 1920 года двадцатилетний бывший артиллерист и ученик сельскохозяйственного училища стал управляющим крупной фермой в северной земле Мекленбург.
А очень похожий интернационалист был в ближайшем окружении Михаила Кедрова именно в эти годы, формировал экипажи артиллерийских бронеплатформ.
По крайней мере двое интернационалистов из Вологды вернулись в Австрию, служили в 4-й пехотной дивизии в Линце, в 1938 году эта дивизия стала 45-й дивизией Вермахта, и штурмовала Брестскую крепость.
Множество «красных» латышей и эстонцев в 1920 -1921 году вернулись на родину вполне обеспеченными людьми, и при вступлении Советов в Прибалтику в 1940 году вовсе не кидались радостно навстречу освободителям, а в 1941 году еще крепенькие «красные» эстонские и латышские стрелки вступали в национальные дивизии СС и карательные полицейские батальоны.
Это - латышский легион.
А это в эстонский приглашают.
Так что я без всякого удивления узнал, что служивший в 23-м автоброневом отряде в 1919 году(отряд дислоцировался в Святодуховом монастыре в Вологде)
эстонец Андрес Роозталу принимал участие в подавлении Шекснинского восстания в 1918 году, уже в сентябре 1941 года был в составе эстонского полицейского батальона «Полтсома». Вскоре этот батальон был переименован в 39-й фронтовой шутцманнсшафт-батальон.
В июле 1942 г. он был придан 281-й охранной дивизии, действовавшей в тыловых районах группы армий «Север». В 1943 году воевал в составе 3-й эстонской добровольческой бригады СС, а в 1944 году – в составе 20-й грендерской дивизии СС (1-й эстонской)
Сначала туда принимали эстонцев, родившихся в 1914- 1924 гг.,
но потом и родившихся не ранее 1898 года стали принимать, так что наш «красный эстонский стрелок» сгодился.
И оцените наглость – в 1982 году, когда я с ним познакомился, он с гордостью носил вот этот знак Эстонских красных стрелков,
а дома, за двойной стенкой шкафа, хранилась форма шарфюрера 20-й дивизии СС.
Но это будет - много позже, а пока будущие бойцы дивизий СС и полицейских карательных формирований подавляли антибольшевисткое восстание в Шексне. Бронепоезд «Стенька Разин» обстреливает окрестные деревни из трехдюймовых орудий.
Бронемашины 23-го автобронеотряда участвуют в карательных операциях, и, не дожидаясь помощи ЧК, сами разбираются с подозрительными, некоторых кончая на месте, а некоторых привозя в Духов монастырь, и расстреливая уже там.
В Череповце и Вологде были сформированы бронеплатформы, на которых тоже установлены полевые и корабельные орудия.
А кто были комендоры при этих орудиях? Что за матросы готовно перешли с кораблей Балтийского флота, чтобы обстреливать вологодские деревни?
В 1919 году по железнодорожной ветке между Череповцом и Вологдой ежедневно курсировал карательный поезд с отрядом латышей и матросов. “Поезд останавливался на какой-нибудь станции, — вспоминал очевидец, — и отряд по своему усмотрению или доносу начинал производить обыски, реквизиции, аресты и расстрелы...” На официальном языке это называлось “выездной сессией Особого отдела ВЧК”.
А что это за матросы были вместе с латышами?
Около тысячи эстонцев к моменту революции служили на Балтийском флоте. Например, на крейсере «Богатырь» в 1918 году насчитывалось 43 эстонца, и все они были или членами партии большевиков, или сочувствовали им.
Вологду зачищали особенно тщательно -
К осени 1918 года дела у большевиков были настолько плохи, что они готовились сдать не только Петроград, но и Москву. Предполагалось закрепиться по треугольнику Вологда-Вятка-Екатеринбург.
Дошло до того, что в Вологду начали доставлять золото из Москвы и Петрограда и Казани.
В начале августа 1918 г. большевики вывезли из Казани 100 ящиков с золотом (примерно 4 с половиной тонны) на сумму 6 123 796 рублей, и, не задерживаясь возле Москвы, вагоны отправились в Вологду. Примерно в это же время из Москвы было доставлено два вагона с заготовками для чеканки золотых монет и вагоны с оборудованием, вывезенным с монетного двора.
Еще ранее из Петербурга в Вологду было доставлено чуть больше двух тонн золота«бытового» - перстни, кольца, браслеты портсигары и проч. Как видим, далеко не все оседало в карманах чекистов и ррэволюциённых матросов. Привозили и из Москвы, но все это золото бесследно растворилось, как сахар в горячей воде.
20 августа 1918 г. в Вологду прибыл 3-й пехотный Петроградский полк, разместившийся в здании 1-й женской гимназии
и в Прилуках.
«.... Провокаций вокруг полка было очень много.
Штабу 6-ой армии сообщали, что полк прибыл разоружить все войсковые части в Вологде и свергнуть Советскую власть.
Полку каждый вечер сообщали, что их сегодня разоружат, и люди по ночам не спали, дежуря с винтовками и держа наготове пулеметы.
Когда полк располагался по квартирам, солдат кто-то обстрелял. Выстрелы раздавались со стороны расположены другого полка.
Но солдаты той части были также обстреляны и кричали, что их обстрелял прибывший полк.
Сейчас полк разоружен, командный состав арестован, и следствие установило, что многие из них состоят в белогвардейских организациях.
Н.Кузьмин.
Известия Вологодского исполкома Совета рабочих и солдатских депутатов. №203. 3 (20) сентября 1918 г.
Добавлю - командира полка Якусекса и часть командного состава большевики расстреляли - насмотревшись большевистских порядков в Вологде, полк начал митинговать на передовой, задаваясь естественным вопросом – за кого и против кого воевать?
А вот эстонские и латышские стрелки, интернационалисты из недавних военнопленных такими вопросами не задавались, лишь бы платили побольше.
Командир 8 латышского полка Г. Бокис.
Комиссар 8 го лат полка А. Приверт
Кроме 8-го латышского полка Вологду оккупировали:
Вологодский особый батальон корпуса войск ВЧК.(28 апреля 1919 года переформирован в 1-й Вологодский стрелковый полк войск ВЧК при Совнаркоме
8-й особый железнодорожный полк охраны
Продолжение следует -
Ограбленная Вологда
Почему чекисты так любили здания страховых компаний?