Вместо эпиграфа:
«Учебники истории пишут дебилы, а преподают по ним кретины».
П.Шабанов. «История города Вологды. Черное зеркало»
В предыдущем посте http://newsvo.ru/blogovo/104202 было сказано, что в XVII веке из Вологды во Францию в большом количестве вывозилось зерно. И в то же время здесь, на Русском Севере, традиционно потребляли много хлеба. Так, при строительстве Санкт-Петербурга первым жителям и строителям выдавалось «хлебное жалованье» – в месяц на одного человека 29 килограмм муки и 5,5 килограмма крупы.
В XVI–XVII веках Вологда выдвинулась на первое место по объемам хлебной торговли среди областных рынков, уступив первенство Вятке лишь к концу XVII века.
Откуда же брали столько хлеба, что его вволю ели и местные жители, и вывозили в голодающую Францию?
Да-да, голодающую. Только длительный голод на протяжении веков заставил французов найти что-то привлекательное в лягушках, улитках, в протухших яйцах, подгнившем мясе, заплесневелом сыре.
Где же рос хлеб, который привозили в лесную Вологду? Не на черноземах Воронежа, не на Кубани и полях Ставрополя, а в окрестных лесах.
Эта система земледелия так и называется – лесная, или подсечно-огневая.
Писатель Василий Белов писал о нем так: «Древнейший дохристианский способ подсечного земледелия откликается в наших днях лишь далекими отголосками: прятать - значит корчевать сожженную тайгу, готовить землю под посев льна или ячменя».
Между тем, и в начале XX века в Вологодской губернии бытовало подсечно-огневое земледелие.
Тем не менее, в представлении нынешнего обывателя, воспитанного учебниками историков, которые топор на топорище насадить не могут, подсечное земледелие - это нечто древнее, примитивное и убогое.
На самом же деле, примитивно и убого - нынешнее представление о подсечно-огневом или лесном земледелии.
Как это представляют - умереть со смеху.
Так и пишут – подсечная потому, что НОЖАМИ подсекали кору деревьев. Это при том, что русский мужик без топора в лес не ходил.
И вот теперь представьте - торчит сзади за поясом остро отточенный топор, а мужик ходит по гумзи и НОЖОМ елозит по коре, кору надсекает...
Тот самый русский мужик, прирожденный плотник, который и плотницкий карандаш зачастую затачивает топором.
И потому - деревья подсекали секирами, топорами.
Продолжим далее рассматривать дикое представление о подсечном земледелии - оно иллюстрируется вот этой нелепой картинкой - при показе технологии подсечно-огневого земледелия неграмотные художники, подученные малограмотными «историками», рисуют, как мужички корчуют пни и пашут землю то ли сохой, то ли плугом.
Это дикое представление о подсечно-огневом земледелии внедряется в сознание через публикации в исторической литературе, в УЧЕБНИКАХ истории, например:
«Подрубали деревья, оставляя их сохнуть до следующего лета, затем деревья ВЫКОРЧЁВЫВАЛИ, сжигали, удобряли золой землю и рыхлили почву. (Пчелов, История России с древнейших времен..., стр 24)
Вот бред из учебника истории 6-й класс (Преображенский и Рыбаков, стр. 9) «Деревья рубили и сжигали для получения золы, которая служит удобрением. С огромным трудом ВЫКОРЧЕВЫВАЛИ пни. Такое земледелие называется подсечным»
И таких «учебников» - несчетно.
А вот еще перл:
Для освобождения от леса участков пашни сначала выжигали участки леса, затем пепелище РАСПАХИВАЛОСЬ при помощи деревянной сохи с железным наконечником и засевалось пшеницей, рожью, овсом. Через несколько лет почва на таком ноле истощалась, и приходилось выжигать для пашни новый участок леса.
Что говорить - до работы наши предки были люты – это отражается даже в покрое мужской рубахи, в которой изначально, при пошиве, закладывались сменные детали - ластовицы (подмышкой) и подоплека (на плечах), которые заменяли по мере того, как испревали от пота.
Да, работать не ленились, но – дураками не были, и лишнюю, дурную работу не делали.
Зачем, скажите на милость, надрываться, корчуя пни, если достаточно завалить пень теми самыми сучьями, и сжечь?
А шибко глупых и старательных предупреждали - НЕЛЬЗЯ на гумзи корчевать пни, потому что это провоцирует заболачивание участка.
Далее – никто не пахал землю, да это было бы и невозможно из за множества корней и остатков пней.
Как это было на самом деле
Восстановить реальное положение с подсечно-огневым (лесным) земледелием достаточно просто, поскольку, как уже сказано, оно реально существовало в конце XIX – начале XX века, и тому много документальных свидетельств.
Так, только за период с 12 по 18 мая 1887 г. по официальным данным в Вологодской губернии от смертельных ожогов в результате случайного падения в огонь при выжигании подсеки погибло четыре престарелых крестьянина в возрасте от 60 до 80 лет(ВГВ 1887, № 34, С. 7).
Вот картина, писанная с натуры: Прянишников И., Приготовление почвы для посева льна в Вологодской губернии. 1887–1890 гг.
И не только в Вологодской губернии. На снимке 1893 года - подсечное земледелие в Финляндии.
Ну, и память народная.
Сестра моего деда, Степанида Ивановна Патракова (из деревни Олюшино Кич Городецкого района) рассказывала, как вырубали и выжигали лядины, и какой урожай был в первые годы.
На самом деле относительные трудозатраты на настоящее подсечно огневое земледелии были довольно низки.
Деревья вырубались, подсушивались и сжигались, в еще теплую золу разбрасывались семена, причем обычно норма посева была вдвое меньше, чем на пашне трехпольного земледелия.
Зрительно можно представить, сколько семян шло на посев, поскольку существовала норма – «три зерна в лошадиное копыто», то есть в след, оставленный лошадиным копытом, (примерно 40 кв. см.) приходилось в среднем три зерна.
Далее участок боронили бороной-суковаткой, и...
Все! Нужно было только огородить участок от лесного зверя, поставить пугала от птиц, и вовремя собрать урожай
Урожайность
Из многих источников следует, что урожайность в «сам-двенадцать» для лесного земледелия считалась невысокой. (Это означает, что из одного посеянного зерна вырастало 12. Или – посеяв один мешок, осенью на телегу грузили 12.
Для сравнения - при пашенном земледелии (трехпольном) в начале XVII века в районе Белоозера на землях Кирилло-Белозерского монастыря наивысший урожай ржи был сам 7,8, а самый низший - сам 2,05, овса - сам 8 и сам 1,31, ячменя - сам 7,3 и сам 3, пшеницы - сам 4,6 и сам 1,12. В Вологодском уезде в это же время наивысшая урожайность пшеницы была выше (сам 7,35), ячменя такой же (сам 7), ржи и овса ниже (сам 5,3 и сам 4).
Давняя закономерность - на монастырской пашне урожаи хлебов были ниже, чем на крестьянской. Ну, понятно – средневековый колхоз. Чего ради крестьянину стараться?
В среднем урожайность пашенного земледелия была сам-три, то есть из одного посеянного зерна собирали три, то есть 5 - 6 центнеров с гектара.
И в это же время на лесной росчисти урожаи бывали просто сказочные.
В первый год обычным считался урожай сам-30-40, во второй - сам-10-15.
Мой прадед, Степан Лепихин, (Малоеловинский починок близ Еловино, ныне Кич. Городецкого района) в 1912 году снимал урожай на гари сам-60-65. То есть больше 100 центнеров с гектара. В следующем, 1913 году на том же поле - сам-30, (около 50 центнеров с гектара) на свежей гари - около сам-70. (120 ц. га)
(Так, год за годом расчищал землю, и довел запашку до 16 десятин, чуть больше 16 гектар)
На снимке 1975 года - Малое Еловино, остатки дома, поставленного моим прадедои, Степаном Федотовичем Лепихиным.
В Никольском уезде Вологодской губернии в 1915 г. был получен урожай ивановской ржи сам 82.
В 1922 г. урожай на гарях в окрестностях села Еловино составлял сам 40, 60 ,75
Вот и в окрестностях Вологды в XVII веке в урожайные годы при тщательном посеве на удачно выбранном для подсеки участке урожайность доходила до сам 50-80 и даже до сам 90.
Представляете? Посеял одно зерно - собрал 90. (150 ц. Га)
И это не предел - П.Н.Третьяков писал, что на подсеке в лесах Севера в первый–третий год урожай достигает сам 150 (250 ц.Га) (Происхождение земледелия. М. ИИМК.1934).
Впрочем, в Олонецкой губернии в 1858 г. на высохших болотах был получен еще больший урожай ржи – сам 599 (1028,1 ц/га).
Разброс в урожайности - большой, и это не случайно
Но просматривается закономерность - когда за дело брались профессионалы, знающие люди, работавшие на себя – урожайность была высокая.
Чудес не бывает. Есть технология
Во первых – семена. На посев семена отбирали еще на корню, выбирая колосья с красноватым оттенком.
Далее - выбор участка под лядину. Факторов было много, но главные -
1. Южный и западный склоны холма. Один градус уклона на Юг – это все равно, что участок переместился на 100 километров южнее. При уклоне в 5 градусов получается, что южнее Москвы. А ежели по глупости расчистил и засеял северный склон, то участок «уехал» на Север.
2. Качество выжигаемого леса. Уже саму землю было видно, по деревьям, которые там росли. Очевидно же, что на плохой земле хорошие деревья не вырастут.
Но – на хрена ж уродоваться в лесу, срубая деревья, на ПЛОХОМ месте, если можно отойти на пару верст на ХОРОШЕЕ место?
А хорошее – это там, где растет ольха, на южном склоне.
Значение имело и то, что землю не рыхлили, а семена сажали в золу, богатую микроэлементами. Поскольку проходила обработка огнем, то сорняки выгорали начисто.
На экспорт
Поскольку в Европе традиционно ели пшеничный хлеб, то на продажу пшеницу и выращивали.
Кустистость - из одного зерна вырастало до 5-8 колосьев, в колосе пшеницы – около 45 зерен, то есть теоретически - из одного зерна 300-350 зерен. С учетом неизбежных потерь - как раз и был обычный урожай сам-50-60.
Есть сведения о кустистой пшенице с 50 стеблями, кустистой ржи с 90 стеблями.
В результате хлеб и рожь вырастали такими густыми, что собака пробежать по полю не могла, птица не могла взлететь.
А вот кто выращивал хлеб в лесу вы узнаете в следующем материале - Загадка летней деревни.
Приложение книга «Подсечное земледелие» - https://vk.com/doc62967507_439665042?has