Во времена расцвета Вологды, как важного центра международной торговли есть интересная закономерность - после утраты англичанами монополии на торговлю с Россией, большинство торговых кораблей, приходивших сюда, было голландскими - вплоть до 1722 года, когда неугомонный Петр запретил торговлю через Архангельск и Вологду.
Так, при Иване Грозном, в 1582 году в Россию пришло 9 английских кораблей, и всего 6 голландских.
В 1600 году – 12 английских и 9 голландских.
Но уже в 1618 году из всех 43 кораблей 30 было голландских, в 1630 - около 100 голландских и всего несколько английских.
В 1658 году из 80 кораблей всего 4 было английских.
И, незадолго до того, как Петр I принялся прорубать «окно в Европу» через Балтику, в 1708 году Корнелий де Бруин описывал:
«В этом году в Архангельск прибыло очень много купеческих кораблей, насчитывали их до 154, а именно 66 английских, в сопровождении 4 военных кораблей, столько же голландских с тремя военными кораблями, 16 гамбургских, 4 датских и 2 бременских. Впрочем, ИЗ АГЛИЙСКИХ БЫЛО МНОГО НЕБОЛЬШИХ СУДОВ С НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫМ ГРУЗОМ».
На гравюре де Бруина - Архангельск
То есть - несомненное преимущество голландцев.
То, что де Бруин указывает, что корабли прибыли в Архангельск, означает лишь промежуточный пункт – далее сопровождение военными кораблями было не нужно, и грузы направлялись в Вологду.
На гравюре - въезд голландского посла в Вологду
Из Архангельска товары перевозились в Вологду по Северной Двине, Сухоне и Вологде на дощаниках и длинных широких плоскодонных судах-насадах. При попутном ветре суда шли под парусами, а при безветрии и против ветра их тянули бурлаки бечевой, для чего по берегу реки содержалась полоса земли, свободная от строений, кустарника и деревьев.
Как память о тех временах и сейчас полоса берега в 20 метров шириной (бечевник) по закону неприкосновенна, и должна быть открыта для общественного пользования.
Расстояние в 1100 верст от бухты Николая до Вологды суда проходили летом за 14 суток. Зимой по санному пути это расстояние проезжали за 8 суток. Из Вологды товары доставлялись в Москву, а в города на Волге - водным путем через волока.
А теперь, внимание - почти все товары, привозимые в Вологду голландскими кораблями, было французского происхождения.
На гравюре де Бруина - набережная в Вологде.
Например, в Вологду в большом количестве привозили...
Шкуры канадского бобра! (Канада (Новая Франция) в ту пору была французской колонией).
Казалось бы – какая ерунда! Россия на протяжении сотен лет была практически монополистом по добыче и продаже пушнины, так на хрена ж русским купцам покупать каких то канадских бобров?
Да еще – за живые деньги! За серебро, в отличие от других товаров, которые шли на обмен.
Но – покупали, и при этом особо указывается, что мех этот должен быть новый, т.е не ношенный индейцами, шкура должна быть тонкой, а шерсть длинная и густая. А дальше...
Дальше наши умельцы вычесывали пух, продавали его обратно голландским купцам, которые везли пух во Францию, где из бобрового пуха делали самые дорогие и легкие шляпы, известные под названием – касторовых шляп. (На латыни слово "кастор" означает "бобр") Вес такой шляпы составлял около 50 г, а с одной шкуры можно получить в среднем 750–900 г пуха.
Далее из бобровой шкуры выдергивали часть шерсти - ее тоже отправляли обратно во Францию, где из нее делали касторовое сукно, очень прочное и водоотталкивающее, и потому оно использовалось для плащей и мундиров морских офицеров.
А облегченная шкура выделывалась, и продавалась обратно, или из нее шили шубу здесь же, в России.
Фокус в том, что изначально бобровый мех – очень тяжелый и теплый, а в России был обычай носить шубы круглый год - шуба была символом достатка. Чтобы показать свое богатство, знатные люди шубы носили даже летом, сидели в них подолгу в помещениях, принимали гостей.
Вот тут то облегченный бобер-лайт вологодской выделки и подходил, как нельзя лучше - он становился похожим на норку, но выглядел лучше и богаче норки. В таких то шубах (мехом внутрь) бояре и сидели в Думе.
А когда боярин зимой усаживался в сани, то закутывался в медвежью, волчью или лисью шубу, которая так и назвалась – санная.
Что еще везли в Вологду из Франции?
Соль, вина из Бордо и Анжу, (предпочтение отдавалось сортам красного вина. ¾ вина привозимого в Вологду было именно красное).
Много привозилось писчей бумаги, пряностей, сухофруктов, причем именно французские сухофрукты ценились, и французский чернослив, к примеру, стоил раза в два-три дороже, чем привезенный из Азии. Везли из Франции домашнюю утварь и ремесленные инструменты,
Но везли - голландцы.
Почему?
Никаких интриг и тайных договоров, просто голландские перевозчики были гораздо эффективней.
Нация мореплавателей, голландцы имели налаженную индустрию кораблестроения, и потому голландское судно стоило на 25 % дешевле аналогичного судна французской постройки. Нация потомственных мореплавателей, и потому на корабле, где у французов было бы двенадцать матросов, голландцы обходились восемью. Французских матросов нужно было кормить свежим хлебом и свежим мясом, а не только солониной, и сухари должны быть хорошего качества, и доброе вино, и разные водки.
А голландские матросы довольствовались привычной камбалой и сыром, водой, пивом и небольшим количеством спирта.
По множеству причин голландцы выигрывали в конкурентной борьбе у французов, в том числе и меньшими потерями – в Амстердаме было учреждено общество морского страхования, имевшее 60 военных кораблей, которые сопровождали караваны голландских судов и защищали их от пиратов.
А из беззащитных французских кораблей едва ли прошло бы два из пяти.
И товары, которые голландцы вывозили отсюда - тоже предназначались для Франции, за небольшим исключением – из 30 кораблей лишь два-три отправлялись в Геную и Ливорно (Италия) с грузом икры и юфти (сорт кожи русской выделки), а остальные предназначались для Франции, для французского потребителя.
А что вывозили голландцы?
В России голландцы закупали кожи, сало, меха, пеньку, поташ (продукт переработки золы, который использовали в производстве стекла и мыла).
Еще - везли вяленое, копченое и соленое мясо бобров. Дело в том, что в католической Франции бобровое мясо разрешалось есть во время поста – из-за плоского, «рыбьего» хвоста. Заготовить тушку бобра на мясо тоже надо было уметь - вологодские охотники и бобровники подвешивали тушку бобра вверх головой, чтобы на мясо не попала пахучая «бобровая струя», железы оставляли на шкуре, и только после того, как тушка отделялась от шкуры, срезались железы,
Ну, и конечно же, важнейшим экспортным товарам была сама бобровая струя — секрет, выделяемый из особых желез бобров; плотная бурая масса, обладающая мускусным запахом с дегтярным оттенком. Спиртовой экстракт (настой) бобровой струи — душистое вещество и фиксатор запаха, широко применяемый в парфюмерии.
Русская бобровая струя всегда ценилась выше, чем канадская, и стоила в разы дороже, чем сама шкура бобра, в том числе и потому, что работает как природная «Виагра», и среди престарелых ловеласов Европы ценилась буквально на вес золота.
Кроме того, настой бобровой струи был универсальным лекарством, потому что нормализует кровяное давление, одновременно и для гипотоников, и для гипертоников, помогает работе сердца, укрепляет стенки сосудов, лечит болезни мочеполовой сферы, борется гнойными инфекциями и т.д.
Везли мед - в Европе сладости, сделанные из меда, были на столе только на столах знати и богатых торговцев, везли воск, который требовался в огромных количествах. Миллионы свечей сгорали в замках, дворцах и церквях, кроме того, воск был необходим для отливки бронзовых изделий.
Смола и деготь - совершенно необходимый продукт для содержания кораблей речных и морских.
Однако больше всего купцов интересовало зерно, цены на которое в России тогда были в 15-20 раз ниже, чем в Европе, и торговля зерном давала до 1000 % прибыли. По русским законам зерно можно было покупать только у государства, но голландцы давали взятки местным властям и скупали зерно у населения — к примеру, в 1629 году в Вологде при досмотре было обнаружено 11 тайных складов, устроенных для голландских купцов.
Из Вологды до Архангельска вывозить было легче, чем в Вологду – все по течению, с минимальными усилиями.
А вот почему в Вологде зерно было настолько дешевое, можно будет прочитать в следующем материале.
Продолжение следует..