Секрет вологодско-французской торговли как иллюстрация конкурентоспособности и эффективности

[Блогово]

Во времена  расцвета Вологды, как важного центра международной торговли есть интересная закономерность - после утраты англичанами монополии на торговлю с Россией, большинство торговых кораблей, приходивших сюда, было голландскими - вплоть до 1722  года, когда неугомонный Петр запретил торговлю через Архангельск и Вологду.
Так, при Иване Грозном, в 1582 году в Россию пришло 9 английских кораблей, и всего 6 голландских.
В 1600  году – 12 английских и 9 голландских.
Но уже в 1618 году   из всех 43 кораблей 30 было голландских, в 1630 -  около 100 голландских  и всего несколько английских.
В 1658 году из 80 кораблей всего 4 было английских.
И, незадолго до того, как Петр I принялся прорубать «окно в Европу» через Балтику, в 1708 году Корнелий де  Бруин описывал:
«В этом  году в Архангельск прибыло очень много купеческих кораблей, насчитывали их до 154, а именно 66 английских, в сопровождении 4 военных кораблей, столько же голландских с тремя военными кораблями, 16 гамбургских, 4 датских и 2 бременских. Впрочем, ИЗ АГЛИЙСКИХ БЫЛО МНОГО НЕБОЛЬШИХ СУДОВ С НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫМ ГРУЗОМ».
На гравюре де Бруина - Архангельск

То есть - несомненное преимущество  голландцев. 
То, что де Бруин указывает, что корабли прибыли в Архангельск, означает лишь промежуточный пункт – далее сопровождение военными кораблями было не нужно, и грузы направлялись в Вологду.     
На гравюре - въезд голландского посла в Вологду 

Из Архангельска товары перевозились в Вологду по Северной Двине, Сухоне и Вологде на дощаниках и длинных широких плоскодонных судах-насадах. При попутном ветре суда шли под парусами, а при безветрии и против ветра их тянули бурлаки   бечевой, для чего по берегу реки  содержалась полоса земли, свободная от строений, кустарника  и деревьев.

Как память о тех временах и сейчас полоса берега в 20 метров шириной (бечевник) по закону неприкосновенна, и должна быть открыта для общественного пользования.
Расстояние в 1100 верст от бухты Николая до Вологды суда проходили летом за 14 суток. Зимой по санному пути это расстояние проезжали за 8 суток. Из Вологды товары доставлялись в Москву, а в города на Волге - водным путем через волока.
А теперь, внимание - почти все товары, привозимые в Вологду голландскими кораблями, было французского происхождения. 
На гравюре де Бруина - набережная в Вологде. 

Например, в Вологду в большом количестве привозили...

Шкуры канадского бобра! (Канада (Новая Франция) в ту пору была французской колонией).

Казалось бы – какая ерунда! Россия на протяжении сотен лет была практически монополистом по добыче и продаже пушнины, так на хрена ж русским купцам покупать каких то канадских бобров?
Да еще – за живые деньги! За серебро, в отличие от других товаров, которые шли на обмен.

Но – покупали, и при этом особо указывается, что мех этот должен быть новый, т.е не ношенный индейцами, шкура должна быть тонкой, а шерсть длинная и густая. А дальше...

Дальше наши умельцы вычесывали  пух, продавали его обратно голландским купцам, которые везли пух  во Францию, где из бобрового пуха  делали самые дорогие и   легкие  шляпы, известные под названием – касторовых шляп. (На латыни слово "кастор" означает "бобр") Вес такой шляпы составлял около 50 г, а с одной шкуры можно получить в среднем 750–900 г пуха.
Далее из  бобровой шкуры выдергивали часть  шерсти -   ее тоже отправляли обратно во Францию,  где из нее  делали  касторовое сукно, очень  прочное и  водоотталкивающее, и потому оно  использовалось для плащей и мундиров морских офицеров.  

А облегченная шкура   выделывалась, и  продавалась обратно, или из нее шили шубу здесь же, в России. 

Фокус в том, что изначально бобровый мех – очень тяжелый  и теплый, а в России был обычай носить шубы круглый год -  шуба была  символом достатка. Чтобы показать свое богатство, знатные люди  шубы носили даже летом, сидели в них подолгу в помещениях, принимали гостей.

Вот тут то облегченный бобер-лайт вологодской выделки и подходил, как нельзя лучше -  он становился похожим на норку,  но выглядел лучше и богаче норки. В таких то шубах (мехом внутрь)  бояре и сидели в Думе.

А когда боярин  зимой усаживался в сани,  то закутывался в медвежью, волчью или лисью шубу,  которая так и назвалась – санная.

Что еще везли в Вологду из Франции?

Соль, вина из Бордо и Анжу, (предпочтение отдавалось  сортам красного вина. ¾   вина  привозимого в Вологду было именно красное).

Много привозилось писчей бумаги,  пряностей, сухофруктов, причем именно французские сухофрукты ценились, и французский чернослив, к примеру, стоил раза в два-три дороже, чем привезенный из Азии. Везли из Франции домашнюю утварь и ремесленные инструменты,

Но везли -  голландцы.
Почему?

Никаких интриг и тайных договоров, просто голландские перевозчики были гораздо эффективней.

Нация мореплавателей, голландцы имели налаженную индустрию кораблестроения, и потому голландское судно стоило на 25 % дешевле аналогичного судна французской постройки. Нация   потомственных мореплавателей, и потому  на корабле, где у французов было бы  двенадцать матросов, голландцы обходились восемью. Французских матросов нужно было кормить свежим хлебом и свежим мясом, а не только солониной, и сухари должны быть хорошего качества, и доброе вино, и разные водки.

А голландские матросы довольствовались привычной камбалой и сыром, водой, пивом и небольшим количеством спирта.

По множеству причин голландцы выигрывали в конкурентной борьбе у  французов, в том числе  и меньшими потерями – в Амстердаме было учреждено общество морского страхования,  имевшее 60  военных кораблей, которые сопровождали караваны  голландских судов  и  защищали их от пиратов.
А из беззащитных французских кораблей едва ли прошло бы два из пяти.

И товары, которые голландцы вывозили отсюда -  тоже   предназначались для Франции, за небольшим исключением – из 30 кораблей  лишь два-три  отправлялись в Геную и Ливорно (Италия)  с грузом икры и юфти (сорт кожи русской выделки),  а остальные  предназначались для Франции, для французского потребителя.

А что вывозили голландцы?

В России голландцы закупали кожи, сало, меха, пеньку, поташ (продукт переработки золы, который использовали в производстве стекла и мыла).

Еще  - везли  вяленое, копченое и соленое  мясо бобров.  Дело в том, что в католической   Франции  бобровое  мясо разрешалось есть  во время поста – из-за  плоского,  «рыбьего»  хвоста.   Заготовить тушку бобра на мясо тоже надо было уметь -  вологодские охотники и бобровники подвешивали тушку  бобра вверх головой, чтобы на мясо не попала пахучая «бобровая струя», железы оставляли на шкуре, и только  после того, как тушка отделялась от шкуры,  срезались железы,

Ну, и   конечно же, важнейшим экспортным товарам была сама  бобровая струя — секрет, выделяемый из особых желез  бобров; плотная бурая масса, обладающая мускусным запахом с дегтярным оттенком. Спиртовой экстракт (настой) бобровой струи — душистое вещество и фиксатор запаха, широко применяемый в парфюмерии. 

Русская бобровая струя всегда ценилась выше, чем   канадская, и стоила   в разы дороже, чем сама  шкура бобра, в том числе и потому, что работает как природная «Виагра», и среди престарелых ловеласов Европы ценилась буквально  на вес золота.

Кроме того,  настой бобровой струи  был универсальным лекарством,  потому что нормализует кровяное давление,   одновременно и для гипотоников, и для гипертоников, помогает работе сердца, укрепляет  стенки   сосудов, лечит  болезни  мочеполовой сферы, борется гнойными инфекциями  и т.д.  

Везли мед - в Европе сладости, сделанные из меда, были на  столе только на столах знати и богатых торговцев,  везли воск, который требовался в огромных количествах. Миллионы свечей сгорали в замках, дворцах и церквях,  кроме того, воск был необходим для отливки бронзовых изделий.

Смола и деготь -  совершенно необходимый продукт для содержания  кораблей речных и морских.

Однако больше всего купцов интересовало зерно, цены на которое в России тогда были в 15-20 раз ниже, чем в Европе, и торговля зерном давала до 1000 % прибыли. По русским законам зерно можно было покупать только у государства, но голландцы давали взятки местным властям и скупали зерно у населения — к примеру, в 1629 году в Вологде при досмотре было обнаружено 11 тайных складов, устроенных для голландских купцов. 

Из Вологды до Архангельска   вывозить было легче, чем в Вологду – все по течению, с минимальными усилиями.
А вот почему в Вологде  зерно было настолько  дешевое,  можно будет прочитать в следующем  материале. 

Продолжение следует..