Разрывая шаблон индийского кино

[Блогово]

30 ноября  в культурной столице русского севера, как и в других 20 городах России,  начнется окруженное презрительными штампами и шаблонами мероприятие - неделя индийского кино Bollywood Film Festival. Такой вот малопонятный маркетинговый ход делает сеть кинотеатров СИНЕМА ПАРК.

Представление современного отечественного зрителя об индийском кино состоит из трех штампованных китов:
1. там всегда пляшут,
2. там тыщ-тыщ дерутся,
3. там находятся родственники в самых неожиданных местах.
Этакая буффонада - ярко, громко и бессмысленно. Типичная реакция https://vk.com/wall-15795665_63946

Однако, как всякие шаблоны, они основываются на образах, воспитанных в советских кинотеатрах 70-х годов. В 90-е годы киноиндустрия Индии сделала качественный рывок, ребрединг, как это модно сейчас называть и под видом "Новое индийское кино" весьма разнообразилась в содержательной части и выросла в художественном исполнении. Причем ни разу не утратив черт музыкального фильма и масалы (смешения жанров). И как не странно, именно этот разрыв шаблона, завораживает. В легкой по умолчанию форме мюзикла индусам удается создать остросоциальные драмы по содержанию. В стилистическом смешении жанров - комедии, романтики, боевика, драмы, действию выглядеть ярко и цельно. (а вот, просто жанровое кино у них до сих пор плохо получается).

Впрочем, мой интерес к индийскому кино, кроме очевидной любви к музыкальным фильмам, еще и чисто националистический. Меня всегда интересовал драматический конфликт современного техногенного общества и традиционного национального бытия. Конфликт плуга и айпада. Многоукладная бурно-развивающаяся Индия, где сохранился не только национальный повседневный быт (одежда, украшения, касты, праздники), но и элитарная этническая культура (чем ни Россия, ни Европа не может похвастаться), крайне показательна и разнообразна. На эти вызовы и пытается ответить интеллектуальная элита Индии посредством "важнейшего из искусств": как сохранить традиции, не отрицая современное развитие. Что есть ценные традиции, а что дикость темного прошлого. Религия - это опора или оковы? Чувствуете синхронность вызова для нашего общества, блуждающего в поиске духовных скреп?

Причем, удивительно, но именно в сюжетных перипетиях нового индийского кино, как правило, счастливо решается неразрешимый для русского менталитета драматический конфликт, блестяще поставленный русской классической литературой XIX века. Конфликт прав маленького человека и бесчеловечной системы. Что могут Акакий Башмачников, Овцебык, Левша и т.д. столкнувшись с Левиафаном, чудищем "обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй"? Только одно - страдать. Русская классика беспощадно направляет их по трем тупиковым путям -алкоголизма, безумия и самоубийства. Индусы, имеющие в своей национальной памяти учение сатьяграхи (упорство в истине), сформулированное Ганди, предлагают в том числе более жизнеутверждающие глаголы - бороться, пробовать, доказывать, пытаться, смеяться, убеждать, в общем, упорствовать в своем праве на истину. В этом и есть путь героя нового образца - социального активиста. Так что, пока в России условный Навальный только в твиттере, в Индии он на большом экране. И это, знаете ли, вдохновляет.

Я ни разу не идеализирую общественно-политическое устройство Индии, которую также разлагают имперские амбиции, коррупция, межэтнические и межрелигиозные конфликты, разрыв между бедностью и богатством и т.д. и и т.п. И до сих пор в стране действует кино-цензура (практически каждый фильм начинается с цензурного удостоверения), но внутривидовая конкуренция киностудий позволяет пробиться через типичную для стран третьего мира семейственность действительно провокационным, оппозиционным, неоднозначным и жизнеутверждающим фильмам. Да, в истории успеха оппозиции в борьбе с государственной машиной бизнес вкладывает деньги и зарабатывает на них. Не наш формат, правда? Геройствовать маленькому человеку в России разрешено только на войне против напавших врагов, но не против своего государства или начальника.

Так что по пути демократии бывшая колония продвинулась куда значительней нашей страны. Вот что животворящая конкуренция за зрителя делает! И это не только уже известный Болливуд, получивший название от главного города в сфере кино-продакшена Мумбай (ранее - Бомбей, отсюда и название), но и киностудии в штатах: Таливуд (фильмы на языке телугу), Маливуд (на языке малаямы), ну и т.д. Как это будет не странно звучать, но любители индийского кино различают южно-индийское и болливудское кино, это как в советском кино отличались Мосфильм и Одесская киностудия.

Конечно, на фестивале в основном представлены фильмы из серии традиционного бомбейского романтического жанра. И хотя в афише фестиваля нет троицы любимых режиссеров, но увидеть индийское кино на большом экране это так необычно. Из описанных мной особенностей наиболее интересен фильм "Безумно влюбленный". Несмотря на абсолютно романтическое название, это подлинна драма чувств и обстоятельств неразделенной любви, вплетенная в различия веры, дохода, образования и политики.

А так, афиша тут . Все фильмы начинаются в 20:00 в Синема-парке в ТЦ Мармелад. И да, фильмы все длинные, как бы двухсерийные. Стандартная система индийского проката предполагает антракт в середине фильма. Пока не понимаю, как это будет реализовано в нашем мультиплексе.