В Вологодской области взялись за брендинг территорий в 1998 году, когда в других регионах о таком еще и не думали. Даже если вы ничего об этом не слышали, Великий Устюг как Родину Деда Мороза вы точно знаете. Всего здесь 26 районов, и каждому решили дать какое-то красивое определение. Что из этого получилось?
В 2008 году я приехала в районный центр Вожегу. Брендом там считались так называемые «вожегодские половики», но на вид они ничем не отличались от других средневологодских. Оказалось, все просто – когда нужно было придумать местный бренд, в одном старом доме нашли половик с ромбиком, пририсовали ему историю вглубь веков и велели отныне всем ткать так же.
В Вытегре нам рассказали, что когда в город приезжает уважаемое лицо, например, губернатор или высокий МЧС-ник, его встречает мужик с длинной бородой в голубом – это называется «Обитель батюшки Онего».
Как туристу соориентироваться в вологодском разнообразии? Где фейк, а где - тема? Я попросила инсайдера рассказать, что он думает о брендинге районов Вологодчины.
«Бренды всей Вологодской области – это «Душа Русского Севера», «Культурная столица Русского Севера» (неофициально считается неудачей, сейчас употребляется нечасто), «Кружевная столица России».
Череповец - ранее был и даже развивался безликий бренд «Город лидеров», не говорящий практически ни о чем. Потом, когда его еще стали и обидно переиначивать, меняя первую букву, Череповец стал «Горячим сердцем Русского Севера».
Великий Устюг - тут все понятно, Родина Деда Мороза. В некоторых фанатских переводах иногда - «Вотчина Деда Мороза». Неофициально мне нравится фраза «Юг Севера».
Тотьма. Есть официально зарегистрированный товарный знак «Соль земли русской», который зарегили в свое время плохо, визуалку сделали еще хуже, в итоге бренд есть, но наполнения почти нет. Чаще используется более интересный бренд «Город русских Колумбов», хотя он нигде не закреплен официально. Еще один вариант - «Город русских мореходов». Вариант Зайцева для интеллектуалов - «Метрополия Русской Америки». Вариант Сенкевича - «Сухопутный порт морской», тоже иногда используется на баннерах.
Белозерск – былинный город. С отъездом из города «Княжеской гридницы» бренд как-то скукожился и потерял своё наполнение. Нового пока не придумали.
Кириллов – «Cвятая земля», более распространенное - «Северная Фиваида».
Сизьма – «Жемчужина русской глубинки», а Нюксеница – «Сокровищница народных традиций». Оба бренда ни о чем.
Липин Бор – «Царство золотой рыбки». Один из наиболее системно развивающихся брендов, в развитие которого реально что-то вложено, и не бездарно.
Устюжна - город кузнецов. Визуальное воплощение - ежегодно в рамках фестиваля кузнечного мастерства «Железное поле». В остальное время бренд заметен мало.
Чагода – «Родина серых щей». Бренд развивается с подачи местного предпринимателя, который сам это придумал, сам потратил хорошие деньги, приглашал туда Валерию и Агутина и, по существу, делает брендинг «сам-селф».
Кичменгский Городок (это полный аут) – «Лесное царство, Кичменгское государство». Можно, я не буду комментировать? Хотя лес там есть, действительно...
Никольск – «Жемчужина Северных Увалов». Опять жемчужины! Притом, что такой географический объект, как Северные Увалы, большей части внутримкадья, да и замкадья, незнаком вовсе...
Шуйское – «Клюквенный край», «В гости к клюковке». Это потому, что много болот.
Тарнога – «Медовая столица Вологодского края».
Верховажье – «Дорогой Ломоносова» (читается как обращение представителя малочисленных коренных народов севера к М.В. Ломоносову)
Также есть такие вещи и явления (тоже, фактически, бренды), как великоустюгские чернь по серебру и мороз по жести, тотемские картуши и тотемское барокко, вологодская крапива (она же - шулеповская крапива), харовская и тотемская росписи, белозерский судак, вологодское деревянное зодчество, череповецкая сталь, кирилловский лимонад (типа как в детстве), никольские палочки для мороженого (не из города Никольск, а из села Никольского), из продуктовых самый свежий и вкусный бренд – бабушкинские маффины!
__________
В последние годы во многих районах области озабочены понятием бренда. Общеизвестно, что бренды Вологды это масло и кружева, бренд Череповца – сталь, Белозерска – сняток и стерлядь (которой уже нет из-за плотин). Бренд Тотьмы – мореходы и землепрохоцы. Устюг до недавней истории с Дедом Морозом четкого бренда не имел, малые города и райцентры и тем более. Хотя в их истории немало достопамятных моментов.
Где-то в начале нулевых, сразу после процесса повсеместного обретения гербов, начался процесс создания брендов территории. Не всегда он, на мой взгляд, адекватен. Например, абсурден бренд «Харовские росписи» и «Вожегодские половики», там нет ничего оригинального, присущего именно этой территории. «Родина Деда мороза» политически навязанный бренд, который умрет вместе с интересом к программе, а Устюг останется...
Народ всегда смеется над всем брендированием этим поначалу, но как только начинает чувствовать деньгу (как в Устюге) - проникается идеей. В 2014 году я предложил органам культуры пяти районов сделать совсместно маршрут по путешествию Кандинского, чем не бренд? Никто не заинтерсовался. А вот сейчас, когда я занимаюсь Мерцаловым, когда моя база отдыха пошла в рост по туристам, вдруг стали присматриваться и уже просили отчет по посещаемости. Были посланы на три любимых теминых буквы...
Отдельная история – Рубцов. Это общий вологодский бренд. И Белов тоже, хотя он проигрывает поэту по всем статьям, хотя бы потому, что не было у него такой романтической кончины.