Одну из интриг держать не буду - с ума меня сводит народное искусство, а в полное безумие погружает крестьянская роспись. Когда я вижу что-то расписанное, некто вселяется в меня и я начинаю вести себя неадекватно.
Вчерашняя песня Саши Козлова была записана на фоне экспозиции росписи Вологодского музея, и я считаю, это и наш с ней успех.
С прялкой все не так просто.
Хотя бы раз в жизни вы видели такую штуку.
Это прялка, здесь ее еще называют “копыл” или “пресница”.
В любом музее Вологодчины будут прялки - обычно они стоят такой пирамидкой. В любом музее вам расскажут об их огромной важности для крестьян и покажут картину “Девушка за прялкой, XIX век”. В хорошем музее вам разрешат сесть за прялку и сфотографироваться.
Но кое-что музеи скрывают – кое-что очень важное. А мы узнаем – но не сразу.
Вот шенкурская прялка. На лицевой стороне лопастки надпись – АЛЕКСАНДР(Ы) ПРОКОПЬЕВНЫ (это имя владелицы) и часто – дата, здесь это 1906. Получается что-то вроде визитки, только монументальнее.
На обратной, обращенной к девушке, стороне лопастки нет нужды писать имя – девушка и так знает, как ее зовут. Обычно там чистое поле без рисунка. Может быть слой краски, а может и голая деревяшка – оборот все равно закрыт куделью, а краска дело дорогое.
Под пустым полем – небольшой рисунок. У шенкурской прялки это цветок, а у северодвинских – конь или всадник. Он «утешает», может быть, даже «мотивирует» девушку, занятую многочасовой монотонной работой.
Кстати, этот конь и кони Петрова-Водкина – тот, которого купают, и прочие – двоюродные братья. Конечно, Кузьма Сергеевич не был на севере и не срисовывал своих коней с прялок. Но и прялочные, и водкинские кони происходят от иконописных. Многие мастера народной росписи в прошлом были иконописцами, и Петров-Водкин тоже изучал искусство иконы.
Я очень люблю иконописных лошадок. У любимых в народе «профильных» святых – Георгия и Флора с Лавром - они всегда невероятно живые и трогательные.
Так, мы отвлеклись. Это какбэ к нам пришел милый и нас отвлек от прядения – да еще и отломал городок с прялки. Понимай, как хочешь – то ли надумал жениться, то ли просто развлекается.
Пряли обычно с 5-7 лет, обычно девочки, но иногда и мальчики. Пряли в темное время года – с осени до рубежа зимы и весны, потому что летом – работа в поле, выращивать то, из чего потом прясть.
Работать собирались на повети (хозяйственном помещении) дома какой-нибудь старушки. Арендная плата – угощение. Такие посиделки назывались бесёдами. Девочки 8-15 лет и “заневестившиеся” собирались отдельно.
Бесёды – что-то вроде вечеринки или клуба по интересам в наши дни, только тогда им не было альтернатив. И, конечно, неплохо было иметь на бесёде самую красивую прялку – подписную, золоченую, с бусами или даже с зеркальцами.
Когда совсем не с кем было пообщаться (например, мама наказала и прядешь дома – такое бывало), на помощь приходили глазки, иногда помещенные, как вы уже догадались, на обратной стороне прялки – обращенной к владелице. Возникала своеобразная игра-диалог прялки и девушки. Вы ведь тоже говорите со своим ноутбуком?
В продолжение темы – народный лайфхак «Как загадать пол будущего ребенка?».
«Произошел у нас такой случай с прялкой. Вышла девка замуж через два двора от меня. Живут ладно. Принесла мужу дочку. Соседи смеются: «У тебя баба лаптем ступила». Это присказка такая. Мужу, конечно, желательно сына. Он заказал прялку со значением. Мастер нарисовал мальчика в красненькой рубашечке, а сапожки черные. Смекаешь, к чему? «Пряди, мол, милая, да посматривай». Когда сын родится, здесь говорят: «Сапожком жена ступила». И хочешь верь, хочешь нет — эта баба-то в другой раз сына мужу и принесла». (Юрий Арбат, «Светлый Север»).
Однако вернемся к секрету прялки.
В музеях никогда не скажут, что такая прялка – бесполезная и неэффективная вещь (как можно! с прялкой жили всю жизнь, перерезали на ней пуповину, клали бы в гроб, если бы влезала! как можно усомниться в ее пользе?).
Давайте посмотрим.
Как она вообще работает?
Вот вы вырастили и намяли лен (да-да, мне это тоже сложно представить, хотя один раз на даче я вырастила небольшой лужок льна, но мять его...) Обработанный лен у нас в виде кудели – ее надо как-то подвесить, чтобы вытащить из нее нитку. Куда? Можно на какой-нибудь гвоздь или колышек. На севере использовали прялку-копыл – тот же условный простой гвоздь.
Петр Челищев, путешествуя по северу, писал о местных женщинах: “они перепрядают мягкий шенкурский лен весьма тонко, ровно, гладко и крепко, но чрезмерно медленно по причине их простых, неспособных одноручных прялиц. … если бы оне пряли на хороших италианских самопрялках, … то бы приохотившись, перепрядали в год по крайней мере в семеро”.
Челищев говорит вот о такой штуке:
Колесные прялки, с гораздо большим КПД, почти не были известны на севере. Колесная прялка – это воплощенная функция. А копылка – почти бесполезная с точки зрения производительности труда, но заключающая в себе столько культуры.
Загадка для самых прозорливых. На прялочном донце, на чем девушка, собственно, сидела, нацарапывали Ж или Х. Догадаетесь, что имелось в виду (и почему)?