Время от времени я пишу о событиях, происходящих на моей малой родине, в Вологодской области. В них отражается жизнь нашей страны, о которой, живя в столицах, мало задумываются.
Главная новость – в вологодских деревнях начался приём черники (по 65 рублей за кг) и лисичек (по 100 рублей за кг). Грабёж, конечно, пособирай-ка ягоду в духоте, по кочкам, спасаясь от комаров и клещей. Подходит к концу сбор кипрея, его ещё называют иван-чай, принимали по 60 рублей за кило. Когда зимой вы купите коробочку иван-чая с сушёной черникой или брусникой, вспомните, сколько сельчан целыми семьями выходили в поле и лес, чтобы аромат трав и ягод наполнял городские кухни и рестораны.
В посёлке Шексна, на родине вологодского масла, неповторимый вкус которому придают травы с заливных лугов, свои события, о которых горожане даже не догадываются. Идёт заготовка кормов для животных, но в хозяйствах настоящие человеческие драмы! Зимой коров кормят не только сеном, но и силосом – это свежескошенная трава, уложенная в силосные ямы. И почти тысяча тонн свежего силоса сгнила из-за жадности и глупости неизвестных воров, срезающих плотную чёрную пленку, которой ямы закрывают поверху. Три случая варварства за месяц – и насмарку труд сельчан, т. к. без укрытия силос заплесневел и сгнил.
Жители Тотьмы принесли начальнику местного отдела полиции письмо, в котором написали:
«Уважаемый начальник милиции, выпишите, пожалуйста, участковому премию, которую мы оплатим, так как понимаем, что в кризис у власти денег нет». Оказалось, молодой участковый Александр Мартьянов, окончив исторический факультет Вологодского педагогического университета, вернулся в родную Тотьму, и с тех пор на его участке порядок: дачные воры пойманы, запойные пьяницы бросают пить и идут работать, раскрываются кражи кур и велосипедов. К сожалению, деньги, которые собирали жители, у них не взяли, но пообещали в конце года выписать участковому премию.
Увязалась я за переписчицей ВСХП-2016, сходила с ней на два дачных участка. Переписчица работает в медпункте в деревне, а вечерами ей нужно обойти 480 дворов. Ходит в джинсовом сарафане, а не в форме, которую нахваливали по телевизору: «Переписчики у нас – прямо радуется глаз: симпатичные и в кепке, в синей форменной жилетке». Оказалось, форму выдали всем одного размера – 56-го, и она отвратительно пахнет керосином каким-то. До сих пор вспоминаю диалоги переписчицы с опрашиваемыми. «В теплице у вас огурцы?» – «Да ни фига нет огурцов! Муравьи всё сожрали!» – «А вы содой-то их пробовали? Насыпьте соду – все уйдут!» Одна из «респондентов» на вопрос переписчицы «Есть ли в доме газ?» ответила: «Газа нет. Такую цену загибают! Но я не сдаюсь! У меня четыре внука, по мешку картошки хоть всем дать!»
Уезжать из деревни было жалко! Воздух-то какой, запах нагретой солнцем скошенной травы, деревьев – никаких огурцов с вишней не надо, резал бы и ел этот напитанный летом настой родной земли!