Уже 25 лет на улице Ленинградской в Вологде работает удивительный музей. Есть музеи ярче, богаче, знаменитей, мемориальней. Но этот - атмосферный. Это не дом-музей, но это музей-дом. И как у каждого порядочного дома, здесь есть свои друзья, свои традиции, свои приоритеты. Он живёт и дышит - и потому у приходящих туда (совсем не только у меня, проверено) складывается совершенно немузейное впечатление подлинности и реальности. Зачастую это место называют "музей забытых вещей" - и совершенно неверно, поскольку слово "музей" здесь неуместно. Это - именно мир. Мир забытых вещей.
Не стоит путать это место с каким-нибудь банальным бюро находок; это не музей оставленных зонтиков и перчаток, как думают некоторые и периодически даже звонят: "А Вам не приносили?...". Мир забытых вещей - это мир, который мы сами в прошлом веке разрушили и о котором теперь иногда очень тоскуем. Мир ушедшего быта. Мир отжившей культуры. Мир вещей, звуков и тонов, которые воспринимаются в исключительно гармоничном единстве и образуют собой этот удивительный музей, в котором по отдельности вроде бы нет совершенно ничего необычного, но есть гармоничное соединство всего. Это музей, где хорошо думать и размышлять. Известный литератор и журналист Дмитрий Шеваров, чья книга на днях будет презентована в Вологде, оставил в книге гостей музея такую запись: "В этом доме хочется слушать ходики и молчать от полноты сердца".
Но ни один дом не живёт без хозяев. Можно сколько угодно отрицать роль личности в истории, но роль одного выдающегося человека в истории одного выдающегося музея сложно оспаривать. "Мир забытых вещей" живёт уже 25 лет с бессменной хозяйкой, создательницей атмосферы и хранительницей ценностей этого Дома - Татьяной Владимировной Касьяненко. "Гостиная под абажуром" на третьем этаже "Мира забытых вещей", где царит Татьяна Владимировна, - место, хорошо известное Вологде культурной. Здесь практически ежедневно (естественно, за исключением понедельника и вторника) ведутся жаркие дебаты, проходят диалоги о театре, об искусстве, об истории, иногда здесь, после взаимных советов и размышлений, принимаются судьбоносные решения, а иногда сюда просто приходят на чашечку чая и отдохнуть мыслями. Так или иначе, влияние этой гостиной на культуру отдельно взятой Вологды ничуть не меньше, чем, допустим, кабинетов городского департамента гуманитарной политики.
Моё знакомство с этим музеем произошло удивительным образом. Когда на горизонте замаячила университетская музейная практика, я, к тому имевший шапошное знакомство с Татьяной Владимировной, попросился именно к ней - как раз потому, что меня очень интересовало, каким образом создаётся столь удивительная музейная атмосфера, и что для этого требуется. Начать практику пришлось с косьбы травы в музейном дворике - и когда я уже почти смирился, что вместо того, чтобы проникнуть хоть одним глазком в тайны музейного дела, буду смиренно исполнять должность рабочего по обслуживанию здания, Татьяна Владимировна позвала меня к себе и сказала: музейное начальство обязывает написать концепцию развития музея. "Вот мы и будем вместе её писать, Лёша", - заявила она, и я с огромным удовольствием ухватился за это дело. Несколько дней я занимался именно тем, что хотел: узнавал, как "Мир забытых вещей" на протяжении 20 с лишним лет становился одним из самых популярных музеев Вологды, и что для этого делает его небольшой, но дружный коллектив.
Начавшееся с концепции развития музея сотрудничество продолжилось созданием странички музея ВКонтакте, получением статуса друга музея и почти ежедневными студенческими чаепитиями в компании Татьяны Владимировны. Во время одного из таких чаепитий я случайно обмолвился, что сделал интересное фото музея в отражении лужи - и фактически тут же, посмотрев на это фото, а также на парочку других из той же серии, - Татьяна Владимировна заявила: "Надо делать выставку!". И ведь сделали. Почти заночевав в музее, развешивая рамки с фото - и это была "Ночь в музее", которую я помню до сих пор.
Всё это длилось чуть больше года - а потом студенчество закончилось, я уехал из Вологды. Изменился мир, изменилась работа. Страница ВКонтакте, созданная мной, давно передана в другие руки: не хватает времени заниматься вологодским музеем, когда "держишь" семь тотемских. Давно ушли в прошлое ежедневные и еженедельные чаепития в комнате под абажуром. Но то, что те некоторые успехи, которые были достигнуты уже в Тотьме, могли бы не состояться, если бы не было "Мира забытых вещей" и Татьяны Владимировны Касьяненко - факт.
18 мая "Мир забытых вещей" отмечает юбилей. На мероприятии будет множество друзей музея, с которыми мы тоже успели стать добрыми друзьями. К величайшему сожалению, я на этом мероприятии быть не смогу; но наше музейное объединение подготовило "Миру..." небольшой подарок: весьма достойную выставку работ нашего земляка-художника Феодосия Вахрушова, чьи два этюда присутствуют в постоянной экспозиции музея. Теперь будет и целая выставка - и нашему Феодосию Михайловичу, не вписавшемуся в новые советские реалии и оставшемуся там, в той России начала ХХ века, полагаю, будет в "Мире забытых вещей" очень уютно.
Лишь бы только этот уют продолжался как можно дольше. Лишь бы в нём ничего не нарушилось. Лишь бы не спугнуть эту хрупкую, но потрясающую атмосферу спокойствия, гармонии и уединения.
Долгих лет, любимый "Мир забытых вещей"! С юбилеем тебя!