Недоступная среда: в Вологде сокращается количество низкопольных автобусов

02.05.2017 [Общество]
Любовь Южакова, Евгения Сибирцева

В Вологде сокращается количество низкопольных автобусов на маршрутах общественного транспорта. Об этом на заседании совета по делам инвалидов в правительстве области заявил и. о. начальника регионального департамента дорожного хозяйства и транспорта Сергей Озеров.

- У нас уменьшилось количество автотранспортных средств с низким полом. Это связано с выходом 220 федерального закона, к сожалению, нас ограничили в критериях отбора перевозчиков, и на сегодняшний день приоритетом это не является, поэтому, к сожалению, ситуация в данном направлении не меняется. Мы сегодня прорабатываем этот вопрос с Росавтотрансом, как они понимают эту ситуацию. Потому что, с одной стороны, выходит на уровне президента поручение о динамике в приобретении автобусов с низкими полами, а по факту получается ситуация обратная: ПАЗиков становится все больше, и они не приспособлены для таких ситуаций, - рассказал и.о. начальника департамента дорожного хозяйства и транспорта области Сергей Озеров.

Почему для закупки выбираются ПАЗики, при том, что можно покупать низкопольные, непонятно.

 

«Приоритетом не является»

По словам вологодских чиновников, даже на федеральном уровне единого мнения по проблемному вопросу нет. При этом контракты на обслуживание маршрутов общественным транспортом теперь заключаются на пять лет, и, например, в Вологде победители предыдущего конкурса будут ездить до 2021 года.

Однако ссылаясь на отсутствие единого мнения, чиновники забывают (или не знают?) о законодательстве РФ. В частности, согласно 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», с 1 июля 2016 г. можно закупать только автобусы, доступные для пассажиров из числа инвалидов.

На то, что закупка именно низкопольных автобусов перевозчиками прописана законодательно, обращают внимание чиновников и в городской общественной организации инвалидов:

- Во-первых, у нас есть закон о социальной защите инвалидов, где говорится, что организации, вне зависимости от форм собственности, создают условия для беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья к транспортной инфраструктуре. Кроме того, в уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта черным по белому написано в статье 21.1, что пассажирам из числа инвалидов обеспечиваются условия доступности их перевозки и перевозки их багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Есть приказ Минтранса, в котором говорится, что перевозчики при заключении договоров  на закупку транспортных средств осуществляют меры по обеспечению соблюдений условий их доступности для пассажиров. То есть норма говорит прямо о том, что транспорт должен закупаться с учетом доступности для инвалидов. Иного этим приказом Минтранса не предусматривается, - говорит председатель правления Вологодской городской общественной организации инвалидов Максим Выдров.

В департаменте дорожного хозяйства и транспорта утверждают, что в Вологде примерно 30%  автобусов низкопольные, однако, по мнению Максима, эта цифра меньше: если бы треть общественного транспорта была приспособлена для инвалидов, серьезных проблем не возникало бы. А вот сколько именно таких автобусов ездит в городе, узнать проблематично: на сайтах перевозчиков этой информации нет, хотя тот же приказ Минтранса обязывает перевозчиков публиковать такие данные.

- Понятно, что низкопольный транспорт стоит дороже, нежели иной. Здесь должна состоять разумная грань, сколько мы закупаем низкопольного транспорта и сколько мы позволяем себе закупать не низкопольного. По моему мнению, это должно решаться вместе с общественностью. Должны, может быть, выбираться маршруты, на которых низкопольные автобусы наиболее востребованы, как например, 37 маршрут в Молочное, там дом-интернат для инвалидов находится, - уверен Максим Выдров.

Стоит отметить, проблема недостаточного количества низкопольных автобусов в Вологде актуальна не только для инвалидов. Забираться по лестнице в ПАЗик трудно и пожилым людям, и мамам с колясками.

Вот такие автобусы закупили для маршрута 37. Для вологжан на инвалидных колясках и мам с детскими колясками они недоступны.

 

Заперты в Молочном

 

С 1 мая маршруты №№ 37 и 37Э в Вологде перешли новому, частному перевозчику – ООО «ВологдаТранс». Как пояснил мэр Вологды Андрей Травников на встрече с членами общественного совета, которая прошла 27 апреля, ПАТП-1 ушло с обслуживания убыточного маршрута (ред. – 37Э), поскольку у предприятия сложное экономическое положение. По словам мэра, новый перевозчик к 16 мая восстановит расписание маршрута 37Э, которое было до 2017 года, т.е. будет увеличено количество машин.

Сейчас жители Молочного, передвигающиеся на инвалидных колясках, чувствуют себя, как в резервации: в село стали ездить новые ПАЗики, не приспособленные для маломобильных пассажиров.

- С сегодняшнего дня для всех видов маломобильных групп населения Молочное стало резервацией или просто закрытым поселком, потому что если в городе ещё есть какая-то альтернатива добраться, то из Молочного только пешком по трассе, - говорит Юрий Иванов.

Если раньше он мог ездить из Молочного в Вологду и обратно на всех автобусах 37 и 37Э, то теперь и он, и другие вологжане на инвалидных колясках остались без связи с областным центром. Отметим, что в Молочном находятся дом ветеранов и дом-интернат для инвалидов, поэтому доступный транспорт там особенно необходим.

В соцсетях появилось много комментариев от вологжан по поводу закупки в Вологде автобусов, не приспособленных для маломобильных групп населения (а к ним, кроме людей на инвалидных колясках, относятся и пассажиры с детскими колясками).

- Просто удивляюсь, чем думают вышепоставленные лица в нашем городе (да что там в городе, стране в некоторых случаях). Ни для кого уже не секрет, что в Молочное теперь будут ездить только пазики. Как? Зачем? Почему? Непонятно. Плюсов такого решения не видно. Но минусы налицо.

- Мамы с колясками. Я, благо, матерью не являюсь и пока не собираюсь, но постоянно вижу, как среди огромной толпы в 37 и 37э стоит 1-2 мама с коляской внушительных размеров. Как им ездить теперь?

- А инвалиды-колясочники вообще в Молочном замурованы.

- Тут встает вопрос не комфорта пассажиров, а вопрос чистой прибыли с рейса.

 

Мнение администрации Вологды

Вопрос о том, почему в Вологде в нарушение законодательства закупаются автобусы, не приспособленные для маломобильных групп населения, мы задали на планерке мэру города 24 апреля.

- Из 11 автобусов, которые на сегодняшний день приобретены частными перевозчиками, пять действительно с узкими дверями, и они будут использоваться на маршрутах в сочетании с другими удобными автобусами. Шесть автобусов приобретены с широкими дверями, и до конца апреля будет приобретено еще четыре автобуса с широкими дверями. Кроме того, перевозчики планируют дооборудовать задние двери этих десяти автобусов широкодверных пандусами. Это будут подъемные пандусы для удобства жителей маломобильных, - пояснил Андрей Травников.

Он отметил, что до конца года частными перевозчиками планируется закупка еще 15 автобусов, и сейчас городские власти ведут переговоры с предпринимателями, чтобы это были автобусы других марок, низкопольные.

Еще 10 низкопольных автобусов Вологда закупит в этом году на средства городского бюджета.

- На сегодняшний день ведутся предварительные переговоры с изготовителями, идет выбор типов автобусов, скорее всего это будут 10 низкопольных автобусов на газомоторном топливе. Газонаполнительная станция на Мудрова проходит пусконаладочные работы, и городские автобусы будут приобретаться с возможностью использования этого экологичного и экономичного топлива, - подчеркнул Андрей Травников.

 

Ответ прокуратуры

Добавим, что Юрий Иванов обратился в прокуратуру Вологды по поводу нарушения закона при покупке пассажирских автобусов, и ему пришел такой ответ:

- При проведении Администрацией города Вологды конкурса на обслуживание маршрута, одним из критериев является: наличие транспортных средств с низким уровнем пола, наличие транспортных средств приспособленных для беспрепятственного пользования пассажирами с ограниченными возможностями  передвижения использующих кресло-коляски. В настоящее время частными перевозчиками 10 новых автобусов марки ПАЗ «Вектор» планируются дооборудовать откидными пандусами.

Однако стоит отметить, что у новых автобусов розового цвета, которые закупили в Вологду, двери узкие, поэтому пандус проблему не решит - на инвалидной коляске в такую дверь попросту не заехать.

К слову, вологжане отмечают и другие минусы новых розовых ПАЗиков:

- Многие студенты, которые учатся в Вологодской ГМХА, живут в Вологде. Соответственно, они остались без единых проездных на автобусы (либо покупать оба, что в два раза дороже). Ну и так же те студенты и школьники, которые живут в Молочном, а учатся в Вологде.

- Постоянная толкучка. Неважно, сколько времени на часах, в 37 и 37э всегда много народу. Учитывая, что автобусы ходят раз в полчаса, а желающих уехать очень много, вводить пазики просто нецелесообразно. Если в больших автобусах толкучка, то что будет в пазиках?

- Ну и, конечно, надо было это сделать как раз перед летом, когда за полчаса дороги и в больших-то автобусах люди от духоты помирают, а в пазиках тем более.
 

Напомним, еще в январе 2012 года губернатор области Олег Кувшинников рекомендовал муниципалитетам закупать низкопольные автобусы, троллейбусы и трамваи, а о том, что в Вологде на маршрутах общественного транспорта не должно быть ПАЗиков, заявил в ноябре 2013 года Евгений Шулепов, который тогда был главой города.


В тему: О приобретении за средства бюджета автобусов марки "ПАЗ" для ПАТП-1

Система Orphus
При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на адрес newsvo.ru
Яндекс.Метрика