Считается, что грубый и апатичный продавец — атрибут советской торговли времен тотального дефицита.
Но председатель общественной организации «Союз потребителей Вологды» Татьяна Шалушкина буквально сыплет свежими историями. Например, случай с покупательницей магазина «Одежда»: «Однажды она зашла в магазин и тут ей позвонили по мобильному телефону. Она начала говорить и вдруг почувствовала тычки в спину. Оказывается, продавец взяла линейку мерную большую и начала ее бить, толкать этой линейкой и выгонять из магазина. Выяснилось, что продавца раздражало то, что покупательница громко разговаривает по телефону».
В другом случае конфликт из-за сгоревшего тройника зашел еще дальше, строны будут судиться: «Она пошла сдавать товар, потребовала сертификат. Конечно, продавцы сертификатов не предъявили. Она потребовала книгу жалоб, ее не дали, хозяйку вызывать отказались. Слово за слово, разругались. Покупательницу попросили покинуть магазин. За продавца вступилась другая покупательница, и разодрались эти 2 покупательницы. Вот покупательница теперь пишет: я не выдержала. Набросилась на покупательницу и выдрала ей волосы».
Как правило, хамство и нарушение правил торговли присущи маленьким магазинам на окраинах города, где нет другой альтернативы. Из-за низкой зарплаты найти компетентного и приветливого человека непросто, признают сами владельцы торговых точек. Тем не менее, покупатель по закону вправе требовать вежливого обслуживания.
Защитники прав потребителей советуют, если Вам нахамили в магазине, ведите себя спокойно, не отвечайте грубостью. Попросите книгу жалоб, а если ее нет, то напишите заявление директору магазина. Если документ отказываются принять, пригласите свидетеля и отметьте, что вы попытались отдать бумагу, но ее не взяли. Такое заявление — это основание для серьезного разбирательства контролирующих торговлю органов.