Вологодский машиностроительный завод не сохранили. Старейшее промышленное предприятие области развалено окончательно - Арбитражный суд Вологодской области 29 января признал ОАО «Вологодский машиностроительный завод» банкротом. В отношении предприятия было открыто конкурсное производство на шесть месяцев.
Напомним, после митинга рабочих ВМЗ в марте 2015 года областные чиновники сказали рабочим, что для решения проблем завода там нужно сменить собственника, а для этого надо запустить процедуру банкротства. Об этом же заявил 1 октября 2015 года заместитель начальника департамента экономического развития области Юрий Сенько.
- Разрешение кризисной ситуации на ОАО «Вологодский машиностроительный завод» возможно через смену собственника, - сказал он на брифинге.
В марте 2015 года представители руководства завода заявили в эфире радио «Премьер», что собираются сохранить производство.
Тем временем Машзавод продолжал катиться по наклонной вниз. Перед работниками завода копились долги по зарплате, пошла волна сокращений, в отношении невыплаты зарплаты заводились уголовные дела, потом зарплаты выплачивались с большим опозданием, а дела закрывались. Самые массовые сокращения прошли в апреле – июле 2015 года. При этом многим сокращенным тогда рабочим зарплаты перевели только осенью.
Важно, что завод был обеспечен заказами, но в результате сокращений рабочих и бездействия руководства ВМЗ, их не выполняли. «Их количество идёт по нарастающей. А чтобы заказ начал выполняться, нужны подписи руководства, но их приходится получать по три дня. Заказы поступают не только из России, но даже и из Евросоюза», — сказал весной 2015 года газете «Премьер» ведущий специалист отдела маркетинга Николай Должанский.
К слову, первое уголовное дело в отношении ныне бывшего председателя совета директоров Александра Каледина, заведенное в мае 2013 года за невыплату зарплаты, в феврале 2014 года было прекращено по амнистии.
Позже в отношении руководства завода было возбуждено другое уголовное дело - по статье "Злоупотребление полномочиями в коммерческой организации, повлекшее тяжкие последствия». Правоохранительные органы нашли следы увода денег с предприятия.
По данным прокуратуры, «в период с 2012 года, вследствие злоупотребления полномочиями бывшими и действующими председателями совета директоров, заключены договоры со сторонними аффилированными хозяйствующими субъектами, направленные на фактический вывод денежных средств с предприятия».
В ответственности так никто и не привлечен. Судя по всему, Каледин опять вышел из воды сухим. По информации сокращенных сотрудников ВМЗ, он сейчас живет в Германии.
Завод все еще должен кредиторам сотни миллионов рублей:
«…в том числе сумма требований 3 очереди, обеспеченная залогом имущества должника – 263 712 151,45 руб.;
в том числе сумма основного долга по третьей очереди (не обеспеченной залогом) – 264 567 178,79 руб.;
в том числе сумма начисленных неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций) – 26 664 411,59 рублей», - говорится в решении Арбитражного суда.
К слову, развал ВМЗ негативно сказался и на положении дел в некоторых других промышленных предприятиях. Среди многочисленных кредиторов ВМЗ - троллейбусный завод ОАО «Транс-Альфа ЭЛЕКТРО». О его банкротстве также стало стало известно в 2013 году. Контроль над обоими предприятиями имел Александр Каледин.
Рассмотрение отчёта конкурсного управляющего по вопросу о завершении или продлении процедуры конкурсного производства в отношении ВМЗ назначено на 25 июля 2016 года.
По нашим данным, сейчас на заводе работают 10 человек - они производят военную продукцию.
- Работа завода была востребована, продукцию заказывали, но на предприятии оставались только старые работники, молодежь не приходила, некому было перенимать опыт. Сейчас некоторые виды продукции, которую раньше выпускал ВМЗ, производят другие предприятия, перенявшие технологию завода. Ведь все можно было сохранить..., - говорит сокращенный с завода Леонид Шахов.
Первую продукцию Машзавод начал выпускать в 1946 году – тяжелый период восстановления промышленности в России. Со временем завод стал ведущим предприятием России по выпуску разнообразного технологического оборудования для народно-хозяйственного комплекса, включая пищевую, химическую, медицинскую и микробиологическую промышленность, предприятий агропромышленного комплекса, Министерства обороны России и Госкорпорации «Росатом». Значительная часть производимого оборудования поставлялась на экспорт в страны ближнего зарубежья.