Представители Администрации города высказали недовольство тем, как велась реставрация памятника федерального значения Дом кружевниц, который находится по адресу: Благовещенская, 20.
По этому поводу накануне, 29 декабря, в стенах реставрируемого дома прошла встреча чиновников администрации с руководителем реставрации.
- История реставрации этого дома развивалась следующим образом, - рассказала newsvo.ru координатор градозащитного движения «Настоящая Вологда» Елена Смиренникова. – Договоры на различные этапы реставрации заключались отдельно: проект, разборка, переборка… Занималась этими этапами фирма под руководством опытного реставратора Александра Попова. В какой-то момент дальнейшее сотрудничество с ним решили прекратить. Попов, в свою очередь, ссылался на несвоевременную оплату работ. На проведение последующих этапов работ объявили тендер, его выиграла никому не известная ярославская фирма, которая прежде, чем заняться памятником, осмотрела его и заявила о его аварийном состоянии. Несмотря на то, что Попов все этапы работ согласовывал с техническим надзором и все его работы были приняты, сейчас ему пытаются предъявить обвинение в том, что он привел памятник в аварийное состояние. Дело в том, что между сдачей работ и настоящим моментом прошло определенное время, которое дом простаивал, и в нем проводились некоторые работы другими лицами.
Для того, чтобы выяснить, действительно ли памятник находится в аварийном состоянии, накануне в нем собрались обе конфликтующие стороны в присутствии журналистов и градозащитников.
Нина Корнилова, инженер Научно-производственно-реставрационных мастерских – фирмы, которая частично будет заниматься дальнейшими работами по дому, указывала Попову на недостатки. Разговор шел примерно так:
- У вас тут кривые стены.
- Покажите ваши расчеты.
- Почему вы не поставили скрутки?
- Потому что мы не меняли технологию, а восстанавливали дом в соответствии с теми технологиями, по которым он был сделан.
- Реставраторы сдали дом почти год назад. Чтобы понять, что произошло с тех пор, мы прошлись по дому, - говорит Елена Смиренникова. - Обнаружили, что из оконных проемов вынуты косяки, отреставрированные и вставленные туда бригадой Попова, поэтому стены теперь подвержены деформации. Отреставрированные косяки свалены в кучу на первом этаже. Окна сейчас закрыты таким образом, что первый этаж плохо проветривается, это также было сделано после того, как реставраторы покинули объект. Деревянные декоративные элементы хранятся просто на улице под снегом и дождем. Там же находится и уникальный резной балкон, который был распилен при перевозке грузчиками.
Конструктивного разговора у сторон не получилось. Остановились на том, что Попов попросил прислать ему расчеты и доказательства его неправоты.
- У нас сложилось впечатление, что сейчас Администрация, в ведении которой находится памятник, специально старается создать в нем аварийность, чтобы предъявить ее в качестве обвинений Попову. А потом проводить здесь еще больше восстановительных работ. Столько сил и средств было потрачено на реставрацию и то, что сейчас происходит с памятником - это настоящее вредительство.
На встрече присутствовал также краевед Александр Сазонов. Вот как он описал в социальных сетях свое впечатление от увиденного:
- Был сегодня, 29 декабря, на выездном совещании на реставрируемом, многострадальном и самом любимом мной доме №20 по улице Благовещенской. Совещание проходило в форме разборки с архитектором-реставратором А.В.Поповым.
Напомню, что в результате задержки финансирования дом зиму простоял без крыши, стены насквозь промокли. Попова отстранили даже от авторского надзора, а сменившая его фирма характеризует нынешнее состояние дома как предаварийное. Все на совещании считали себя правыми, а старый дом, поверивший было людям, грустно думал о своей дальнейшей судьбе.
У меня же родились такие мысли.
Россия может потерять последний, уникальный, характерный только для Вологды деревянный шедевр.
Когда коней меняют на переправе, дитя обычно остается без глазу.
Попов начал реставрацию – Попов должен был ее и закончить.
Привлечение других мастеров, топора в руках не державших, ведет к увеличению затрат или гибели памятника.
У тех, кто это допустил (не говорю уже о вандалах, распиливших балкон), не осталось в душе ничего ни русского, ни святого!
Горько, что дожил до этого дня!
Символично, что главный символ каменной Вологды - Софийский собор – склонил недавно один из своих пяти крестов, скорбя о судьбе главного символа Вологды деревянной.
Этот дом - зримый укор всем нам, ныне живущим!
Всего доброго!