Рынок аренды жилья в Вологде – «дикий» и непрозрачный. Все стороны изначально- немножко обманщики: собственники не платят налоги, арендаторы живут без регистрации.
Государство время от времени надувает щеки, грозя навести порядок. Еще в 2012 году губернатор объявил о старте кампании по выводу собственников «из тени», чтобы заставить их сдавать декларации и пополнять бюджет. Не вышло. Проходят рейды, то и дело оштрафуют зазевавшихся рантье – и только. Серьезных перемен нет.
Между тем, совсем без внимания чиновников остаются те, кто на самом деле правит бал на арендном рынке – посредники. Выйти на собственника напрямую, без агентов – миссия почти невыполнимая. Заплатить агенту за показ «просторной и светлой» квартиры, и в итоге оказаться в обшарпанной хибаре – обычное дело.
Посредники часто используют сомнительные методы продвижения услуг, граничащие с мошенничеством, ничего не гарантируют и ничем не рискуют. Но именно агенты снимают сливки с арендаторов, которые часто находятся в ситуации «тикающих часов»: или срочно находишь жилье, или оказываешься на улице.
Уловка № 1: не частные объявления
Avito.ru, qp.ru, domofond.ru– три самых популярных сайта объявлений, где вологжане ищут съемное жилье. На всех – удобные настройки поиска: можно указать предпочтительный район города, задать максимальный размер платы, площадь жилья, наличие мебели и другие параметры. Одним кликом можно отсеять объявления агентств – оставив только «частные». В кавычках потому, что это обман. Почти все «частные» объявления размещены сотрудниками агентств.
Мы поставили перед собой задачу: найти двухкомнатную квартиру, желательно в центре города, с арендной платой не больше 15-ти тысяч рублей. Вариантов, судя по предложениям в интернете – масса. В течение недели я искал собственников, сделав несколько десятков звонков. Нашел двоих. Во всех остальных случаях получил приглашение риэлторов прийти в офис и заплатить за показ жилья.
— До 95% объявлений об аренде жилья – агентства, найти там собственника крайне тяжело, — с сочувствием подтвердила по телефону «горячей линии» qp.ru сотрудник сайта.
Изобретательней других действует агентство «Милари» – ловит клиентов широкими сетями. Выглядит это так: звонишь по одному из бесчисленных «частных» объявлений. Никто не берет трубку. Через пару минут с другого номера перезванивает сотрудник (я почему-то нарывался исключительно на Егора) и начинает разговор: «Вы звонили?». После седьмого звонка Егора я вывел закономерность: если номер относится к оператору ТЕЛЕ2, имени автора нет или оно фейковое (типа «Никита Михалков» или «Антон Чехов»), написан несуществующий адрес электропочты ([email protected] - попробуйте написать) – значит, сейчас перезвонит Егор.
Лайфхак: На сайте «Домофонд» есть полезная опция: рядом с именем автора объявления есть информация о том, как давно он зарегистрирован на сайте и сколько разместил объявлений. Стандарт для собственника – одно-два объявлений за годы. У агентств все ровно наоборот: сотни объявлений за пару месяцев.
Уловка № 2: поддельные фото и адреса
Итак, избежать общения с агентствами вряд ли получится – собственники с легкостью передоверяют им общение с арендатором, ведь для них это бесплатно. Давайте присмотримся к вариантам, которые предлагают агенты. Что увидим? Как правило, надувательство.
Фотографии «продают» квартиру. При размещении объявлений сайт «Купи ру» подсказывает арендодателям: «Объявления с фотографиями получают в среднем в 3 раза больше откликов».Агентства беззастенчиво этим пользуются, заимствуя фотографии с других ресурсов. Радуясь стильному дизайнерскому ремонту на снимках в объявлениях, многие вологжане не подозревают, что в реальности разглядывают квартиру на шоссе Энтузиастов или в питерском Купчино.
Вот двушка на Козленской. Какой красивый диван! И метраж квартиры приличный – 65 квадратных метров. Цена – 10, 5 тысяч рублей плюс коммуналка. Точный адрес не указан. Сдает агентство «Вариант».
— Козленская, 86А, - уточняет девушка по телефону. – Фотографии реальные, предоставлены собственником.
Выясняем: дом новый, хороший, кое-где фигурирует даже как «элитный». Только этажей в нем не десять, как сказано в объявлении, а семь.
Гуглим фотографии через поиск по изображениям. Находим ту же самую картинку с белым диванчиком на одном из форумов. Она была там размещена в апреле 2014 года.
— Я не могу вам точно сказать, где мы взяли конкретно этот снимок, – уклонился от прямого ответа директор АН «Вариант» Сергей Зубов. – Но если вы спрашиваете, используются ли в объявлениях «левые» фотографии – да, используются. Адреса мы тоже зачастую указываем ненастоящие. Это нужно, чтобы квартиру нельзя было идентифицировать: собственники не хотят «светиться». Фотографии привлекают внимание и помогают клиенту сориентироваться – на что примерно и за какую цену он может рассчитывать. Я не считаю, что мы вводим кого-то в заблуждение.
Авторы этого объявления предлагают снять 63-метровую двушку на улице Добролюбова за 13 тысяч рублей плюс оплата показаний счетчиков (свет и вода). Фото, очевидно, взяты с московского сайта недвижимости.
— Мы – агентство «Милари», квартиру можно посмотреть завтра, снимки предоставил хозяин, – уверенно отчеканила девушка на другом конце провода.
— Я вам прямо говорю: это фейк, – не согласился со своим сотрудником руководитель агентства Сергей Громов, когда мы обратились к нему за комментариями. – Так же, как бОльшая часть объявлений. Они выполняют рекламную функцию.
Зафиксируем: большинство объявлений о сдаче квартир в аренду – фейк. Фальшивка. Тысячи липовых объявлений, которые созданы с одной целью: заманить вас в офис и получить ваши деньги.
— Формально все в рамках закона, – считает Алексей Власов, начальник отдела контроля рекламы Управления ФАС по Вологодской области. – Объявления не являются рекламой, на них не распространяются требования к рекламным сообщениям.
Значит, в объявлениях не возбраняется писать любой бред. Ладно. Но когда на прямой вопрос работники агентства убеждают: «Фотографии реальные!» – разве это не сознательный обман? Не надувательство?
«Мы против фальшивых объявлений на Domofond.ru. Если становится известно, что объявление – фальшивка, то модераторы не только удаляют его с сайта, но и накладывают ограничения на размещение объявлений агентством или агентом», - цитата из правил сайта Domofond.ru
Уловка № 3: «Работаем до заселения!»
Это стандартная формулировка агентов. Но зачастую – только на словах. В договоре, который вам предложат подписать в агентстве, ничего подобного не будет – охота агентам с вами нянчиться до заселения!
Нередко речь идет всего о нескольких вариантах, за которые с вас попросят две-три тысячи рублей. То есть сначала возьмут деньги, разумеется, а устроит ли вас какая-то из предложенных квартир – никто поручиться не может. Единственная возможность увеличить шансы на это – максимально четко прописать в договоре требования к квартире: район, этаж, цена.
— Единственное, что мы не готовы указывать – состояние квартиры, - говорит Сергей Громов из «Милари». – Это не четкий критерий, его можно трактовать по-разному. Кому-то может показаться, что в квартире плохо пахнет – и он от нее наотрез откажется. На практике мы выяснили, что оптимальное число вариантов жилья – четыре. Этого вполне достаточно, и эта цифра указана в нашем договоре. До заселения тоже работаем, но за доплату.
— Наш лимит – десять вариантов. И клиенты могут в любой момент расторгнуть договор, – подчеркивает директор «Варианта» Сергей Зубов. – Тогда мы вернем аванс, удержав плату за показанные квартиры.
А если клиент настаивает на просмотре квартиры из объявления-приманки? В таких случаях ему просто говорят, что эту квартиру только что сняли. Впрочем, не всегда. Решив провести эксперимент, мы наткнулись на откровенно мошенническую схему под названием «Хозяин передумал». Хотите узнать технологию обмана?
Уловка № 4, криминальная: «Хозяин передумал»
Объявление о сдаче в аренду квартиры на Прядильщиков, 10 сразу вызвало подозрения: отличные фотографии; низкая цена; автор Юлия, вывесившая 42 объявления за 8 дней... Надо брать.
Юлия оказалась Светланой.
— Да, квартира сдается, приходите к нам на Козленскую, 33, офис 612, мы вам еще варианты подберем! – затараторила она.
В течение следующего дня Светлана дважды звонила, чтобы спросить, что мы решили:
— Хозяин за городом живет, поэтому ему нужно знать – приезжать сегодня квартиру показывать или нет.
Вечером мы встретились в офисе агентства «KatLex». Свои услуги контора оценила в две тысячи рублей. По моей просьбе Светлана звонит хозяину и передает его слова: через полчаса будет на месте. Плачу. В договоре второй стороной значится ИП Марина Хвалина. Но ни печати, ни ее подписи в документе нет – что, по сути, делает его филькиной грамотой. Подписываю.
Я был на месте через 25 минут. Час звонил «собственнику»: телефон абонента выключен. Еще через час удалось дозвониться. Увы, чуда не произошло: события развивались по жульнической схеме, многократно описанной в интернете.
— Я передумал, – сообщил мужчина, который представился Михаилом. – Второй собственник квартиры – моя сестра, она категорически против. Говорит, слишком дешево сдаю, нужно в два раза дороже, представляете?
— Можно и в два, – говорю этак небрежно. – Показывайте квартиру.
— Эммм…Не, все равно передумал, – сник Михаил. Короткие гудки.
На этом этапе большинство обманутых клиентов ругают агентов, называют их подлецами, себя – дураками и опускают руки: кажется, правды не найти. А надо писать претензию – например, по такому образцу.
С претензией я отправился в «KatLex» и потребовал вернуть деньги. Светлана встретила меня приветливо, претензию взяла, написала на копии: «Претензия принята. Михальчук Светлана Георгиевна», и пообещала, что в течение десяти дней со мной свяжутся.
Обманула. Во-первых, не связались. Во-вторых, Михальчук оказалась Быковой – нам удалось найти ее профиль в соцсети «ВКонтакте». Хотя, возможно, она во «ВКонтакте» живет под псевдонимом?
Пришлось снова идти в агентство. Вернуть всю сумму там отказались. Предложили 800 рублей – в обмен на оригинал договора. На этом этапе самые упорные обманутые клиенты опускают руки и идут на компромисс. Напрасно. Надо идти в полицию.
Наш эксперимент продолжается. Кто такой Михаил? Есть ли у него сестра и квартира, как он связан с сотрудниками агентства? Быкова или Михальчук? Где отыскать ИП Хвалину? На все эти вопросы теперь будут искать ответы сотрудники Отдела полиции № 1. Если выявят сговор между «собственником» и агентами – это основание для возбуждения уголовного дела по уголовной статье «Мошенничество».
В судебной практике есть дела, закончившиеся обвинительными приговорами. Для этого, как правило, требуется не один, а несколько эпизодов. Если вас обманывали в «KatLex» или другом агентстве – оставляйте информацию в комментариях.
Уловка № 5: «Мы ни при чем»
Увы, доказать факт мошенничества тяжело: по договору сотрудники агентства только предоставляют клиентам информацию о предложениях на рынке аренды, за действия собственников они не отвечают.
Эта неопределенность статуса посредников на рынке агентов – и есть главная причина, по которой у ремесла агентов довольно скверная репутация. Они, за редким исключением, ни за что не отвечают. При возникновении любых проблем по поводу аренды квартиры эти проблемы останутся вашими.
Что касается фальшивых объявлений – как ни изворачивайся, а по сути это обман, который окончательно разрушает доверие к агентствам как классу, и приносит им (в перспективе, конечно), больше вреда, чем пользы. Клиент видит, что его обманывают уже сейчас – так что будет дальше?