За последние годы в Вологодской области закрылось несколько автовокзалов, где-то пассажирам приходится ждать междугородних автобусов в торговых центрах, а где-то - прямо на улице. Областные власти ссылаются на то, что содержать здания автовокзалов невыгодно. В некоторых районах области отменены регулярные маршруты - и внутренние, и междугородние.
Этим объяснил на парламентском часе в заксобрании и недавнее закрытие автостанции в Соколе замгубернатора Виталий Тушинов.
- Полтора миллиона чистых убытков от содержания этого автовокзала несла дирекция, поэтому было принято решение о его закрытии и продаже.
Напомним, что вместо автовокзала власти Сокола пообещали поставить в ноябре вагончик с обогревом. Сейчас люди ждут автобусов на улице.
- Мой папа иногда ездит в Сокол по делам и вот приезжает он около 7- 7:30 утра, все инстанции в 9.00 открываются, магазины тоже в 9-10 часов. И где людям ждать? Жуть, - говорит Елена.
Руководитель ГП ВО «Дирекция по организации автобусных перевозок» Михаил Янин, в свою очередь, возражает, что в здании автовокзала в Соколе нет необходимости:
- В этом зале ожидания было некому сидеть, там обычно больше трех человек не находилось. Интервалы между рейсами небольшие, автобусы ходят хорошо, и многие приезжают заранее и впускают пассажиров. В этом здании не было никакой необходимости. Сейчас установлен крытый павильон, ее вместимость 15 человек. И за последний месяц к нам не поступило ни одной жалобы по поводу закрытия здания. Содержать его нерентабельно. Раньше площади сдавали в аренду, но потом все съехали, так как рядом выстроили большой торговый центр.
Касса в Соколе
По словам транспортников, пассажиров стало меньше и из-за нелегалов, которые "перехватывают" ждущих автобусы. Например, значительно сократилось количество пассажиров на регулярных маршрутах из Вытегры - некоторые жители теперь пользуются "газелями" частных перевозчиков. Также обстоят дела и в других районах.
Сейчас на грани закрытия автовокзал в Великом Устюге:
- Даже детей в туалет некуда сводить, - жалуются жители.
А в Красавино автостанцию закрыли, как и в Соколе, билеты теперь продают на улице:
- Даже вагончика нет. Прямо на улице кассир продаёт билеты! Хорошее здание было, потом половину под магазин отдали, потом гараж закрыли , автобусы на улице ночевали, это при температуре -35 зимой . Утром пятая точка к сидению примерзала. Для кассы сначала оставили закуток три на два метра, а теперь и его закрыли . Говорят, пассажиропоток сократился – невыгодно, - сокрушаются местные.
Лишись автовокзала и жители Сямжи. В здании автостанции теперь торговый салон и стоматологическая частная служба.
А вот что пишут жители Липина Бора:
- Не первый год уже закрыли автостанцию. На сегодня даже нет внятного расписания. Автобусы приходят, а где посадка - не знаем, то ли вот здесь на этой площадке в центре, то ли на месте старой автостанции.
Позже они прислали нам фотографию:
- Вот так стала выглядеть "автостанция" в Липином Бору в октябре. Скамейку обнесли карбонатом. Осталось её как -то утеплить (обложить кирпичом что ли?), повесить расписание!
А в Тарноге закрыли сравнительно новую автостанцию, построенную несколько лет назад:
- Зачем строили, все равно уже закрыта. В ней сейчас расположен многофункциональный центр, так что она не пустует, - рассказали жители.
В Никольске от автовокзала остался только кассовый пункт и небольшой зал ожидания, однако и их вскоре собираются закрывать.
Жители Белозерска на фоне всеобщего запустения в сфере пассажироперевозок «подхватили» тренд, используемый в официальных новостях и заключающийся в сравнении ситуации в области с теми регионами, где дела обстоят еще хуже. Лучше от этого не становится, но немного успокаивает:
- Автовокзал у нас есть, но состояние, на мой взгляд, хотелось бы улучшить. Внешне выглядит хорошо, а вот внутри… Радует одно - что он хотя бы есть...а вот жители Сокола действительно обделены: на зиму людям придется мерзнуть на улице, в ожидании автобуса. Обидно за народ!
Впрочем, автовокзал в Белозерске в этом году был исключен из специального реестра Федерального дорожного агентства, так что сколько он еще проработает, неизвестно. Вместе с ним из реестра были исключены автостанции в Грязовце и Кириллове. Напомним, в Кириллове после закрытия летом МУП «Кирилловское ПАТП» пассажироперевозками стала заниматься местная турфирма. По данным газеты "Премьер", в нашей области в этом реестре сейчас остались автовокзалы в Вологде и Череповце, а также в Тарногском Городке, Тотьме, Кичменгском Городке, Липином Бору, Верховажье, Сямже, Кадуе, Устюжне, Чагоде и Шексне.
Автовокзала в Устье в этом реестре также нет, хотя он еще работает:
А вот в Устюжне для сохранения автостанции нашли выход – сдают часть площадей в аренду. Здание это, кстати - точная копия автовокзала в Соколе.
- Здание принадлежит ПАТП. У нас это оформлено как контрольно-кассовый пункт, к нему меньше требований, чем к автовокзалу. На первом этаже касса для продажи билетов и зал ожидания для людей со скамейками. А все свободные площади мы сдаем в аренду - это позволяет содержать здание. Маршрутов достаточно много - и Череповец, и Вологда, Питер, Тверская область, пригородные направления. Но выживать сейчас тяжело. У нас нет никаких субсидий на пригородных маршрутах, и нам приходится возить людей себе в убыток. А еще частные извозчики – они ездят без лицензий, без всего, но никто никаких мер в отношении них не принимает. У многих теперь личный транспорт. Да и населения стало намного меньше, даже если сравнивать, как было 10 лет назад и как сейчас. Сейчас все уезжают отсюда, - рассказал директор МУ ПАТП г. Устюжна Андрей Коршунов.