Прокуратура области устроила ревизию дел, связанных с охраной культурного наследия, и самый громкий ее результат – признание недоработок в расследовании пожаров в «Доме со штурвалами» и на пожарной каланче.
Напомним, 14 июля 2014 года памятник архитектуры на Пречистенской набережной, 18, известный как Дом со штурвалами, практически полностью был уничтожен огнем. Сыщики установили, что дом загорелся по вине бомжа. Уголовное дело тогда возбуждать не стали, причем не только по статье связанной с охраной наследия, но даже по статье об уничтожении имущества. С этим надзорное ведомство и не согласилось.
- Основной причиной для отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела явилось необоснованное занижение собственником (Падчиной О.А. – ред.) размера ущерба до 200 тыс. рублей, не смотря на то что за полгода до пожара дом стоил дороже минимум в 3 раза.
Кроме того, в рамках проверки не была дана соответствующая оценка действиям именно собственника указанного здания. Охранное обязательство с ней было заключено, то есть она должна была принимать меры по сохранению объекта культурного наследия. А из материалов проверки следует, что в доме длительное время проживали лица без определенного места жительства, которые готовили там пищу на кострах, причем указанный объект культурного наследия на костры и разбирали, - рассказала нам Анна Каптан – старший прокурор отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью.
В итоге материалы по «Дому со штурвалами» прокуратура вернула на доработку с указанием возбудить дело по статье 243.1 УК РФ (нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия). Следствие по ней уже началось.
Что же касается возгорания на пожарной каланче, также памятнике архитектуры, то согласно последним оценкам экспертов, там был поджог. 11 апреля 2015 года огонь уничтожил ее верхнюю часть, выполненную в дереве. В настоящее время уголовное дело возбуждено по статье 243 (уничтожение или повреждение объектов культурного наследия).
Также ведомство полагает, что, вероятно, к Уголовному кодексу придется прибегнуть и по итогам проверки материалов по Чернышевского,2. Этот памятник регионального значения – деревянный двухэтажный дом, тоже, кстати, «со штурвалами», – горел дважды.
Кроме того, вологодским полицейским придется разбираться и в утратах культурного наследия 2012 года. Речь идет о сносе дома Пантелеевой (Бураковой), 1872 года постройки на пр-те Победы, 30, известный вологжанам как магазин «у Жириновского».
- Дом не является объектом культурного наследия, - отмечает Анна Каптан, - но вместе с тем являлся объектом историко-архитектурной среды. Его в 2012 году купила некая гражданка Горчакова, которая его просто снесла, посчитав, что здание находится в аварийном состоянии. Причем во время проведения работ по сносу здания, специалисты регионального Департамента культуры выходили на место и не установили никаких признаков того, что дом представляет какую-либо опасность. Таким образом, действия сособственника должны подлежать квалификации по ст. 330 УК РФ – самоуправство. Даже с учетом истечения сроков давности привлечения к уголовной ответственности процессуальное решение должно быть принято, что мы и требуем от правоохранительных органов.
Проверки ведутся и в отношении других адресов: областная прокуратура истребовала все материалы, которые связаны с охраной памятников и по которым в возбуждении уголовных дел было отказано.