Прошедшая неделя внесла очередные коррективы в стоимость бивалютной корзины. Рубль скатился к показателям начала февраля, и, похоже, не планирует в скором времени «отыграться».
Какие причины падения рубля на этой неделе? Это объективное отражение реальной экономической картины, или то, что мы сейчас видим – результат внешнеэкономического и политического давления на нашу страну?
Валить все на «внешнее кольцо врагов» - не лучший способ объяснить, что происходит с рублем. Конечно, западные санкции запретили нашим компаниям и банкам кредитоваться за рубежом, а в сентябре подходит как раз очередной срок выплат по займам. Это могло бы быть одной из причин сегодняшнего падения курса рубля, но дефицита доллара и евро в стране точно нет. Просто сейчас параллельно идет пять экономических кризисов разом – при чем, только два из них – чисто наши внутренние, а еще три носят глобальный мировой характер.
Прежде всего, на наш валютный рынок влияют вести из Китая. Правительство этой страны, так и не получив тех показателей роста, на которые они рассчитывали к середине года, приняло решение провести искусственную девальвацию своей национальной валюты. Это сделает товары из Китая дешевле для внешнего потребителя и простимулирует экспорт страны.
Ну а мы-то тут при чем? В современном мире все региональные экономики очень тесно завязаны друг на друга. И, конечно, вести из самой бурно в промышленном плане развивающейся страны не могут не сказаться на экономиках всего мира. Валютные рынки трясет повсюду - от Индии до США. Причем, больше всего беспокойства сейчас в тех странах, которые торгуют с Китаем в наибольших объемах. Мы, конечно, находимся с Китаем в партнерских отношениях, но те же Штаты покупают у них гораздо больше товаров.
Мнения экспертов о том, чем «китайский сюрприз» обернется для нашей экономики, сейчас расходятся.Так, руководство нашего Центробанка уже заявило, что девальвация юаня поможет укрепить наш рубль… По логике наших экономистов, раз юань подешевел и китайские товары подешевели вместе с ним – то производство в Поднебесной в любом случае должно пойти вверх… А, раз китайские фабрики и заводы будут больше работать, то сырья и энергии для производства им потребуется больше. А значит, прежде всего повысится цена на нефть…
Такой вот оптимистичный сценарий получается. К сожалению, пока Россия ориентирует свою экономику на сырьевой экспорт, мы будем очень зависимы от малейших колебаний и западных и восточных экономик. Абсурд доходит до того, что сегодня наши экономисты с нетерпением ждут начала «сезона муссонов и ураганов» в США – мол, в это время традиционно сокращаются объемы добычи шельфовой нефти, и мы отыграем наш нефтебарель чуть ли не до цены в 90 долларов.
Однако скептики и советуют готовиться к худшим сценариям. На этой неделе свой прогноз озвучил молодой экономист Владислав Жуковский. Он заявил, что если нефть остается на том уровне как сейчас, нужно будет либо вообще закрывать валютный рынок, либо вводить валютные ограничения.
Надеюсь, что до «Граждане, сдавайте валюту государству» (лозунг в тридцатые годы в Советском союзе) все-таки не дойдет, но предугадать, что будет с вашими валютными накоплениями через пол года достаточно сложно.