Градозащитники и краеведы возмущены сносом на Челюскинцев, 15, а собственник участка – их реакцией на происходящее.
В 1995 году этот дом указом президента России был отнесен к памятникам архитектуры федерального значения. По данным официального реестра памятников, объект утрачен, а вместо него стоит новодел. Однако некоторые краеведы уверяют, что постройка исторически ценная. Такого же мнения придерживается и архитектор Ольга Малютина. В конце 80-х годов ей довелось поучаствовать в проекте реставрации этого объекта во время студенческой практики.
- Работы начались, но в 90-е годы все встало. Собранный сруб стоял долгое время. Потом его решили сдавать под жилье. Этот сруб обшили, вставили окна, декор возвращать не стали. Реставрация оказалась незавершенной. А сейчас, видимо, забыли, что она вообще была, и в реестре он значится как утраченный. Подлинных бревен, может, там и мало, но сруб собирали по правилам реставрации. А ценность этого дома в резном декоре, который хранился на складе в Политехе, - вспоминает Ольга Малютина.
Работы на объекте ведет фирма «Вологдастройзаказчик». И как уверяет ее директор Юрий Мелочников, дом – чистой воды новодел.
- Должен сказать, что раньше (судя по фотографиям) дом был красивым – очень много резьбы, оклады оконные. Но уже в 1986 году у этого дома был износ 80 %, это значит, что уже все сгнило. В 90-е годы им владела фирма «Сигнал». Они построили полностью новенький сруб. Причем старый сруб был на 30-40 сантиметров в размерах шире. Фундаменты тогда были бутобетонные, снаружи он был обшит тесом. А сейчас ленточный фундамент и вагонка. А говорить о резьбе не приходится. В конце 90-ых он перешел в частные руки как новодел (у меня есть подтверждающие документы). Покупалась «незавершенка» сруба. Потом владелец все это уже достраивал. Когда я покупал, охранных обязательств не было. А при покупке любого памятника подписываются охранные обязательства. Вот где раньше были градозащитники? Это все выглядит как заказ: всё молчат-молчат, стоит и стоит и всем по барабану. А как разбирать начал – сразу все прибежали, - возмущается застройщик.
В свою очередь координаторы градозащитного движения «Настоящая Вологда» заявляют, что даже если сам дом новодел (что еще не доказано), строительство не вполне законно. Но вопросов у них больше к чиновникам, чем к застройщику.
- На каком основании говорится, что здесь не тот дом – непонятно: никакой экспертизы не было. Также непонятно, куда из документов исчезла территория памятника. Более того, непонятно, почему застройщик не согласовал проект с областным органом охраны памятников, ведь данная территория находится в зоне исторического поселения, где на строительство необходимо такое согласование, - объясняет Елена Смиренникова.
Работами по разбору дома заинтересовался и областной Комитет по охране памятников. Ведомство начало проверку. И до ее окончания от комментариев отказалось. Сейчас от здания осталась примерно половина.
Дом, который стоял на этом месте изначально, был построен в конце XIX века. Помимо роскошного декора, он был примечателен также и тем, что свои детские годы здесь провел Ушинский – основоположник русской педагогики.