Роскомнадзор и ФСБ смогут получать от интернет-компаний данные о пользователях

[ Общество ]

Государство будет знать обо всех действиях пользователей в сети в России

Роскомнадзор и ФСБ подготовили проекты подзаконных актов, разъясняющие, какую информацию должны будут хранить интернет-компании о своих пользователях и какие сайты будут обязаны регистрироваться в Роскомнадзоре, а какие — нет. Об этом «Ведомостям» рассказали несколько участников рабочей группы при Минкомсвязи.

Через два месяца, 1 августа, в России начнет действовать так называемый антитеррористический пакет поправок в законодательство. Сейчас по закону компании обязаны предоставлять данные о личности пользователя и его активности в сети только по решению суда. Новые нормы обязывают интернет-компании в течение полугода хранить данные о своих пользователях и по первому требованию передавать их уполномоченным органам, которые ведут оперативно-разыскную деятельность.

Чтобы полиция и спецслужбы знали, у кого запрашивать данные, компаниям, которые предоставляют пользователям возможность обмениваться информацией, нужно уведомлять о начале своей работы Роскомнадзор. Под новые нормы не подпадают образовательные, научные ресурсы, сайты о культуре и т. п. Компании могут выбрать — регистрироваться сразу или только после получения запроса от правоохранительных органов.

Какую именно информацию хочет получать государство от интернет-компаний, расписано в регламенте ФСБ. Из документа следует, что правоохранительным органам нужна практически вся информация о действиях пользователя в сети. Это идентификатор пользователя (логин), все адреса электронной почты (как основной, так и той, что используется для переадресации), список всех его контактов, категории контактов (друзья, подписчики), количество и объем полученных и переданных пользователем сообщений, все изменения в аккаунте и попытки его удаления.

Делиться со спецслужбами надо будет и данными о том, когда и какие именно страницы соцсетей, интернет-форумов, блогхостингов посещают пользователи. Спецслужбы решили, что также им необходим доступ к данным о платных услугах, которые пользователи приобретают у интернет-компаний, включая сумму и название платежной системы. На продажу товаров через интернет эта норма не распространяется.

Компании не обязаны хранить и делиться содержанием переписки, постов, комментариев и других сообщений пользователя.