Сценарист популярных диснеевских мультфильмов "Мишки Гамми", "Утиные истории", "Чип и Дейл" Джимн Мэгон провел мастер-класс в Вологде на фестивале Мультиматограф. Послушать и посмотреть, как он «Разбирает анимационную комедию», пришли десятки человек.
То, что Джимн стал сценаристом, не случайность. Его родители - профессиональные танцоры. Он буквально вырос в театре, среди актеров, музыкантов и импровизаций:
- Я начал писать небольшие сценарии для радио-шоу еще когда учился в колледже. И это привело меня к работе в студии Диснея. Там я сначала занимался детскими песнями, их записью. Потом перешел работать в анимацию, стал писать сценарии, чем занимаюсь до сих пор, и мне это очень нравится.
В детстве его часто дразнили, и чтобы защищаться, Джимн придумывал шутки. Теперь это его работа. Но Джимн не только придумывает шутки, он их и коллекционирует. Благодаря Вологде его коллекция пополнилась.
- У меня есть специальная папка, куда я сохраняю шутки, которые услышал. Благодаря этому фестивалю я получил две новые шутки. Мы в машине ехали в гостиницу, и дорога была похожа на это, - говорит Джимн и начинает трястись, показывая, на что именно была похожа дорога. – И кто-то сказал: это массаж по-русски. У меня есть тема «шутки о транспорте», туда я ее и занесу. И вторая шутка. Мы говорили с моей переводчицей, Ксюшей. И я решил испробовать на ней шутку из фильма. В баре герой, которого играет Вуди Ален, говорит девушке: «Я хочу от тебя ребенка». Это смешно, потому что по-английски только женщины так могут говорить мужчинам, но мужчина так не может сказать. Это забавно, и я сказал это Ксюше, чтобы мы просто посмеялись. Но она эту шутку дошутила. «Хорошо, тогда вставай в очередь!», - сказала она.
Залог хорошей шутки – дать аудитории загадку, решением которой и станет шутка.
- Например, такая: в мире существует три типа людей: люди, которые умеют считать и люди, которые не умеют. Тот, кто засмеялся сейчас, - говорит Джимн, - тот загадку решил.
В шутках для мультфильмов работают свои законы. Например, зритель должен идентифицировать себя с мульт-персонажем, поэтому в основе его поведения должно лежать поведение людей.
- Природа человека очень интересна. Например, вы держите в руках что-то ценное, одна ваша нога стоит в лодке, другая – на берегу. Лодка начинает отплывать от берега – вы падаете, но вцепляетеь в эту вещь, вместо того, чтобы освободить руки и помочь себе удержаться, - показывает Джимн, замерев при этом в полу-шпагате. – В мультфильме это смешно, потому что мы понимаем ошибку героя раньше него самого.
Характеры героев придумываются исходя из личного опыта. Иногда это реальные люди, иногда - герои фильмов, приглянувшиеся сценаристам.
- В «Чипе и Дейле» есть маленькая мышка - Гаечка. В основу этого персонажа легла героиня из комедии «Настоящий гений», которую играет актриса Мишель Майринк. Еще у нас в «Чипе и Дейле» был плохой персонаж, в очках - профессор Нимнул. Это реальный человек, - рассказывает Джимн, рисуя Нимнула на листке, - Он так и выглядит, это писатель, которого я нанял.
Чтобы писать истории для мультфильма, нужно понимать, что именно нравится детям. И это первое о чем Джимн говорит своим студентам:
- Я преподаю сценарное мастерство в университете. И я сразу говорю студентам: заводите детей. Потому что дети в доме – это кладезь знаний. Когда я писал «Мишек Гамми» и «Утиные истории» - у меня было трое маленьких детей. Это помогало мне. Я видел, над чем они смеются, что им нравится. Теперь у меня сын. Ему 11 лет. Мне это очень помогает. Потому что работа над мультфильмом – это преимущественно работа для молодых людей. Я старше многих писателей, работающих в студии. Но я женился второй раз, у меня появился ребенок. И это помогает мне быть «свежее», чем мои ровесники.
В этом году ему исполнится 65 лет, но Джимн признается, что, кажется, до сих пор не повзрослел:
- Когда я был ребенком, я делал то же самое, что и сейчас – собирал комиксы, играл на компьютере. Но, как говорит моя жена, я настолько стар, что моей любимой игрушкой должно быть был камень. Людей смешил, когда был ребенком. Меня дразнили из-за маленького роста, и мне приходилось быть забавным, чтобы как-то защищаться. Вуди Аллен говорил то же самое.
Помимо сценария в мультфильме важна и музыка, она должна быть частью комедии. Но писать такую музыку нелегко, в том числе и из-за хронометража мультфильма, объяснил Джимн и рассказал забавный эпизод, связанный с «Утиными историями»:
- Помните, там поется: «Утки, у-у-у!»? Когда мы записывали песню, и вокалисты как раз пели «Утки, у-у-у!», в студию пришел один из работников компании «Дисней», бизнес-менеджер, не имеющий никакого отношения к творчеству, и попросил убрать из припева вот это «у-у-у!». Но я сказал: вы с ума сошли! Детям это нравится, оставляем! Я это знаю, потому что сначала на «Диснее» я работал с детскими песнями, я был продюсером. Мы сделали множество песен. И я понимал, что вот это «у-у-у!» просто должно быть здесь. В прошлом году я был на «Комик Коне», там было около 500 человек, и как только я начал петь «утки…» - зал сразу же подхватил «у-у-у!»».
Не только люди, далекие от творчества, не должны вмешиваться в работу над мультфильмом - не должна мешать и политика. Ее отсутствие в мультфильме – одна из составляющих успеха, считает Джимн:
- Я работаю на студию, которая хочет продавать мультфильмы по всему миру. Поэтому они хотят производить, насколько это возможно, аполитичный продукт. Я продавал многие мультсериалы. И мой опыт говорит, что мультсериал с политикой, особенно международной, не приняли бы.
Но все-таки Джимн признался, что один мультфильм отчасти основан на политическом противостоянии СССР и США - «Чудеса на виражах». Это мультик о приключениях медведя Балу, города и страны там вымышленные, но у них есть прототипы.
- Есть такое: Мы против Них (As vs Them), - пишет Джимн, чтобы показать, как были придуманы названия стран. – Когда я придумывал мультфильм «Чудеса на виражах», действие в котором происходит в 1930-е годы, тогда еще существовала советская Россия. Мы создали северное государство, территория которого всегда покрыта снегом, диктаторское государство. Мои люди жили в «Asland». А название той страны, соответственно, «Thembria» («Тембрия»). Это мультсериал о самолетах. И, изображая в Тембрии советскую Россию, мы придумали, что их самолеты сделаны из чугуна. Чтобы поднять в воздух такой самолет, нужны были дополнительные двигатели. И они их ставили на крылья. Но дополнительные двигатели еще больше утяжеляли самолет. И приходилось делать большие крылья, чтобы разместить там больше двигателей. И когда они садили самолет, им приходилось заполнять кучу разных бумаг. Это максимальная политика, которую мы позволили себе в мультфильмах.
С творчеством аниматоров из других стран американцы знакомы очень плохо. Мультфильмы не американского производства там практически не показывают. Но Джимн старается следить за работой коллег. Например, мультсериал «Маша и Медведь» он смотрит на Youtube. Одну из серий - «Большая стирка» - даже разбирали на мастер-классе:
- Здесь хорошо показывать еще один закон сценарного мастерства. Он называется «комедия персонажа». Если бы медведь не был таким терпеливым и любящим, этой истории бы не было. Была бы другая, намного короче: маленькая девочка приходит к медведю, и он ее съедает. И замечательно это повторение, когда одежда Маши снова и снова становится грязной.
Этот мультфильм нравится не всем родителям: говорят, из-за него дети стали менее послушны. Но и «диснеевские» мультфильмы некоторые родители не жалуют: из-за агрессии и нехороших, по их мнению, шуток. В США ситуация чем-то похожа:
- Я думаю, что отчасти эти родители правы, - говорит Джимн. – Думаю, наши дети из-за телевизора вырастают более агрессивными. Я часто слышу (такая ситуация не только в России), как говорят: «О, это американцы, что они позволяют смотреть своим детям, чему научат их мультфильмы!». Я думаю, что иногда люди слишком серьезно воспринимают наши мультфильмы. Все зависит от человека. У меня был сосед, который запрещал детям смотреть «Мишек Гамми» из-за магии, потому что, как он сказал, «магия - это от дьявола».
Стереотипы о русских, появившиеся в годы холодной войны, в США до сих пор сильны. Джимну поездка помогла избавиться от некоторых из них:
- Я увидел, что на самом деле больше всех здесь пьют французы, на втором месте я, а не русские. Я увидел здесь очень дружелюбных людей. Я увидел интерес к прошлому. Я имею ввиду сохранение старых домов в Вологде. Я нахожу это на самом деле восхитительным. Я ожидал, что атмосфера будет более напряженной. А оказалось, что все очень приятно. В этом и прелесть путешествий. Я вернусь домой и расскажу моим друзьям, как это на самом деле выглядит. Я бы хотел сюда вернуться. Только позовите - и я сразу же прилечу!
27 апреля - заключительный день работы Мультиматографа. Программа обещает быть насыщенной. Участников и посетителей по-прежнему ждут мастер-классы и выставки. С расписанием можно ознакомиться на сайте фестиваля. Завершится Мультиматограф Гала-концертом. Он начнется в Русском доме в 18:00.
Для достижения поставленных целей мало иметь диплом специалиста – важно уметь правильно говорить, чтобы произвести впечатление на руководителей и подтвердить уровень своей квалификации. Всегда можно улучшить www.igrox.ru/orator/iskusstvo и мастерства, обратив такие навыки в еще более мощный инструмент, способный оказывать влияние, строить отношения в коллективе, проходить собеседования и планировать свое продвижение.