Сегодня международное рейтинговое агентство Fitch Ratings присвоило Вологодской области (Россия) долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте на уровне «BB» и краткосрочный рейтинг в иностранной валюте «B». Также области присвоен национальный долгосрочный рейтинг «AA-». Прогноз по долгосрочным рейтингам — «Стабильный», опубликовал Cbonds.Info.
Рейтинги отражают высокий уровень финансового менеджмента и низкую долговую нагрузку региона. В то же время рейтинги учитывают небольшую гибкость бюджета области в расходной части и нестабильный баланс бюджета.
Прогноз «Стабильный» отражает ожидания Fitch относительно того, что рост и диверсификация областной экономики приведут к увеличению бюджетных доходов при сохранении жесткого контроля над операционными расходами, а также к сохранению хороших показателей исполнения бюджета.
Вологодская область провела программу реформирования региональных финансов и разработала последовательную бюджетную политику, что позволило этому субъекту федерации накопить существенные денежные резервы, обеспечивающие защиту на случай резкого снижения доходов. Достигнутый высокий уровень ликвидности (в среднем 3,2 млрд. руб. в 2004—2006 гг.) смягчил последствия от уменьшения налоговых поступлений в 2005 г. Долговая нагрузка области является несущественной (прямой долг в 2006 г. составлял 0,2% текущих доходов), то есть регион практически не имеет долга. Значительные денежные резервы и низкий объем долга обеспечивают дополнительную стабильность в бюджетной сфере региона на среднесрочную перспективу.
В то же время рейтинги принимают во внимание высокий уровень концентрации налоговых поступлений. Экономика Вологодской области в значительной степени тяготеет к черной металлургии в связи с тем, что наибольшую долю поступлений в местный бюджет обеспечивает Череповецкий металлургический комбинат, входящий в «Северсталь» («BB-» (BB минус), «B», прогноз «Позитивный»). Таким образом, собственные бюджетные доходы области являются зависимыми от рыночной конъюнктуры в отношении цен на сталь. Однако удельный вес налоговых доходов от металлургического сектора снижается с 2003 г. и в 2006 г. составил 37% доходов области. С целью снизить зависимость от черной металлургии недавно в области были запущены проекты развития, направленные на диверсификацию областной экономики и расширение налоговой базы.
Кроме того, следует отметить, что бюджетные расходы области остаются в умеренной степени негибкими. Давление на бюджет области со стороны социальных расходов увеличивается с 2005 г., когда область получила новые обязанности по финансированию социальных пособий и ряда других социальных расходов. В абсолютном выражении социальные расходы увеличились в 1,9 раза с 2004 по 2006 гг., а объем финансовой помощи региона муниципальным образованиям повысился в 2,1 раза.