«Хозяин» так называлась операция, которую во время войны провели вологодские спецслужбы. Она прошла настолько гладко, что стала классикой контрразведки и попала в учебники для специализированных вузов.
В первые годы войны именно Вологде немецкая и финская разведки уделяли огромное значение. Здесь разворачивались аэродромы, склады со всем необходимым для фронта, здесь же формировались воинские части. Но главное, что через территорию области проходила Северная железная дорога, которая обеспечивала до 30 процентов нужд фронта.
Операция «Хозяин» началась в 42 году. Рассказывает сотрудник вологодского ФСБ Александр Коршунов:
«На станции Бабаево военным патрулем был задержан человек, который при проверке предъявил документы на имя Николая Васильевича Орлова, лейтенанта Советской армии. Патрулю его документы показались несколько подозрительными. Он был доставлен в управление НКВД по Вологодской области. И на допросах он показал, что настоящее его имя Алексеенко Николай Васильевич, он сержант Красной армии, был немцами взят в плен и для того, чтобы выжить в лагере, подписал договор с немецкой разведкой».
Сотрудники вологодского НКВД смогли повернуть оружие противника против него самого. После серии допросов Алексеенко согласился сотрудничать с контрразведкой. В группе, которая по замыслу немцев должна была передавать сведения о положении дел в Вологодской области, Алексеенко был радистом. В течение восьми месяцев он передавал радиограммы, подготовленные вологодскими чекистами.
Говорит Александр Коршунов: «Вообще любой разведывательный орган получает информацию из многих источников. Каждая такая радиограмма не должна была ей противоречить. Надо было провести огромную аналитическую работу, чтобы составить радиограммы, которым бы противник поверил. И совершенно точно известно, что немцы верили абсолютно группе Алексеенко».
Незаметно вывести Алексеенко из игры оказалось одной из самых сложных задач операции. Немцы не должны были почувствовать, что работа велась под контролем контрразведчиков. Ведь информация, переданная группой, должна была работать на наших чекистов и в дальнейшем:
«Был подготовлен целый ряд радиограмм о том, что группа почувствовала слежку за собой. И они выезжают на Урал, дальше на восток отодвигаются. После того, как группа обоснуется, она снова выйдет на связь с разведцентром».
Но на связь с немцами группа так и не вышла. Два ее члена, которые вместе с Алексеенко работали на Вологодчине, были признаны предателями Родины и расстреляны. Радиста приговорили к восьми годам лишения свободы. Однако после ходатайства вологодских чекистов срок сократили до трех лет.