Центр организации дорожного движения в Вологде является частью интеллектуальной транспортной системы (ИТС). Благодаря ему появилась возможность в режиме реального времени отслеживать, а при необходимости и перенаправлять транспортные потоки в городе, регулировать работу светофорных объектов и общественного транспорта.
«Проект интеллектуальной транспортной системы реализуется в Вологде при поддержке Губернатора Олега Кувшинникова. Одним из элементов этой большой программы, ее мозгом, является Центр организации дорожного движения. Здесь в автоматическом режиме наблюдают за ситуацией на дорогах областного центра, контролируют обстановку на улично-дорожной сети с точки зрения различных происшествий, регулирования параметров движения транспортных средств, мониторинга движения общественного транспорта», – пояснил мэр Вологды Сергей Воропанов.
В федеральную программу «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» нацпроекта «Безопасные качественные дороги» Вологда вошла в 2020 году. В течение 2021-2022 года в городе велась установка необходимо оборудования для создания интеллектуальной транспортной системы. Смонтированы более 76 км линий оптической связи, установлены 105 комплексов видеонаблюдения с обзорными видеокамерами и инфракрасными прожекторами, а также более 300 детекторов транспорта.
Комплексы видеонаблюдения и детекторы транспорта передают информацию в Центр организации дорожного движения в режиме реального времени. Специалисты могут отслеживать движение общественного транспорта, транспортный поток, ситуацию с ДТП и ЧС, а также управлять работой светофорных объектов для создания «зеленой волны».
«На карте мы видим светофорные объекты, подключенные к данной интеллектуальной транспортной системе. Цветовая окраска позволяет нам определить, в каком режиме работает светофор: зеленый цвет – центральный режим управления, то есть светофор связан с другими электронными регулировщиками в режиме «зеленой волны»; синий – локальный, то есть светофор работает индивидуально; черный – отсутствует связь. Работа светофорных объектов зависит от заданных параметров, например, сейчас настроено так, что в утренние часы пик пропускная способность направлена в сторону центра, вечером – в обратном направлении. При необходимости все это можно регулировать», – рассказал начальник отдела интеллектуальной транспортной системы МКУ «Служба городского хозяйства» Дмитрий Становых.
В настоящее время транспортный поток регулируется по трем основным магистральным улицам: Герцена, Ленинградская и Пошехонское шоссе. По словам специалистов, одно из условий создания «зеленой волны» – отсутствие нерегулируемых пешеходных переходов. Постепенно в систему ИТС будут внедрять и другие участки улично-дорожной сети города. Кроме того, в системе фиксируются все дорожно-транспортные происшествия, происходящие в Вологде. Также она способна распознать падение груза и заторы на проезжей части.
Одной из подсистем ИТС является модуль управления движением общественного транспорта. В систему заведен общественный транспорт и ПАТП-1, и частных перевозчиков. В ежедневном режиме диспетчеры проводят анализ - сколько автобусов вышло на маршрут, соблюдается ли график движения, интервалы и так далее. Если есть сбой, в причинах разбираются сотрудники Департамента городского хозяйства.
На создание ИТС Вологде было выделено 240 млн рублей из федерального бюджета. Проект рассчитан до 2024 года.