Алена Иванова, Наталья Рюмина
Вологда погрузилась в атмосферу фестиваля молодого кино VOICES.
Областная столица ждала кинофестиваль несколько лет, и, наконец дождалась. Это чувствуется в воздухе города, который наполнился музыкой, словами и неожиданными картинами. В этом году организаторы привезли конкурсную программу, концерты и лекции. Среди гостей режиссер Александр Сокуров и журналист Николай Солодовников.
«СКАРЛЕТ» - ФИЛЬМ ОТКРЫТИЯ КИНОФЕСТИВАЛЯ «VOICES»
Старт кинофестивалю был дан в кинотеатре «Ленком». Несмотря на то, что уже нет привычной когда-то красной дорожки, кинопрограмма в этом году оказалась довольно богатой.
Открыла кинофестиваль картина итальянского режиссера Пьетро Марчелло «Скарлет» (оригинальное название: «L’envol» - «Полет», 16+). Фильм-участник Каннского кинофестиваля стал своего рода переосмыслением истории Ассоль и Грея повести «Алые паруса» Александра Грина. Действие разворачивается на фоне французских пейзажей. Солдат Рафаэль возвращается с Первой мировой войны и узнает, что его жена Мэри умерла, оставив маленькую дочку Жульетту. Отец с девочкой поселились в доме мадам Аделины, однако на их долю выпадает слишком много неприятностей и разочарований. Вопреки этому, юная Жульетта не отчаивается и ждет своего принца на корабле с алыми парусами. Только вместо него получает самолет с красными лентами и сумасбродного возлюбленного Жана.
Перед показом куратор кинопрограммы Сергей Дешин пояснил, что биография Марчелло во многом связана с Россией, а многие приемы при создании фильма, например, вставки с историческими хрониками, были сделаны под влиянием фильмов Александра Сокурова, творчество которого в этом году выступает одним из основных фокусов кинофестиваля. И действительно, Пьетро Марчелло в своих интервью не раз оказывался огромным поклонником русской культуры и кинематографа. Например, в интервью 2021 года Максиму Селезневу из «Искусства кино» Марчелло рассуждает о творчестве Александра Грина и вольной экранизации, которая получилась:
«У Грина была очень трагичная судьба. Меня потрясла его история. И его «Алые паруса», на которых основан фильм. История человека, который помог другому воплотить мечту. Ведь чаще человек думает о самом себе, а здесь столь редкий случай. Конечно, я адаптировал повесть, приспособил ее к современности. В каком-то смысле у меня получилась сказка. Надеюсь, что русским зрителям она понравится».
Поэтому выбор фильма, поначалу не совсем очевидный, становится вполне обусловленным.
Впереди еще несколько дней фестиваля, о программе которого мы писали ранее.
"ДЕКАМЕРОН: ПРОДОЛЖЕНИЕ": РАЗГОВОР НА ФОНЕ ЧУМЫ XXI ВЕКА
Консисторский двор Вологодского кремля, тем временем, наполнился музыкой. Дуэтный проект композитора Владимира Мартынова и саксофониста, исполнителя на live electronics Аркадия Пикунова “Декамерон: продолжение” (12+) – это разговор на фоне тяжелейшей эмоциональной ситуации в окружающем нас пространстве.
Владимир Мартынов – композитор, пианист, философ и музыковед, один из самых известных людей в современной композиторской среде России. Проект «Декамерон. Продолжение» переносит идею Боккаччо в музыкальный мир, который состоит из минимализма, современной академической музыки, электроакустического нойза и свободной импровизации.
Как рассказал сам Владимир Мартынов, идея названия перекликается с Декамероном, где описано, как небольшая компания молодых кавалеров и дам, спасаясь от чумы, укрывается на загородной вилле и проводит там время, рассказывая друг другу занимательные истории. Так людям было легче переносить тяготы действительности. Именно на такой разговор музыканты пригласили вологжан сейчас.
Казалось, что совершенно случайно на фоне заполняющей все пространство музыки начались залпы, и где-то рядом идет война. Идея того, что мы сейчас уходим в свою внутреннюю эмиграцию, спасаясь от нечеловеческой информации, прозвучало словами: "Теперь каждый сам себе дом"...
Разговор получился. И слушатели стали той частью современного Декамерона, укрывшись музыкой в дворике кремля, каждый со своими мыслями, но каждый в той самой действительности, которая накрыла нас всех.
Вологжан ждут еще несколько концертов в рамках фестиваля. 8 июля в 23:00 Консисторский двор Вологодского кремля ждет зрителей на показ видео «Стратегическое наследство» под живое музыкальное сопровождение Stolen Loops «Космос. Рождение. Стратегическое наследство». (18+). 9 июля в 20:30 музыкой наполнится Дом Актера: «Возвращение домой». Концерт композитора Анатолия Дзюбы. (16+)
ОТРЕСТАВРИРОВАННЫЙ ФИЛЬМ «ТЕЛЕЦ» АЛЕКСАНДРА СОКУРОВА ПОКАЗАЛИ НА «VOICES»
Последним событием первого дня кинофестиваля «Voices» стала мировая премьера отреставрированного фильма Александра Сокурова «Телец» (18+) в пространстве Консисторского двора Вологодского Кремля. На показе присутствовал и сам режиссер.
Картина входит в тетралогию о закате власти «Молох» – «Телец» – «Солнце» – «Фауст» и повествует о Владимире Ильиче Ленине на пороге смерти. Личность великого вождя постепенно разрушается, и он хватается за последние ниточки власти и рассудка. Сокуров показывает, что даже культовые герои умирают, как обычные люди.
Оригинальный фильм был показан на больших экранах в 2001 году. В новой же версии с первого взгляда заметно, что после реставрации значительно улучшилось качество изображения и звука, изменилась цветокоррекция. Помимо этого, было убрано деление на две части, а одна из сцен вырезана. Реставрацией занималась киностудия «Ленфильм», а именно ученик Александра Сокурова – режиссер Александр Золотухин. Ранее он пояснил, что была проделана огромная работа, в том числе по устранению шумов, царапин, дефектов пленки и т.д. Версия «Тельца» 2023 года, по сути, стала еще и режиссерской, так как были добавлены новые эпизоды из сохранившегося личного архива Александра Сокурова.
В программе кинофестиваля будет представлено несколько фильмов прошлых лет. В том числе, 8 июля в 11:30 в “Салюте” к 45-летию картины будет показ фильма «Целуются зори» (6+). В день закрытия фестиваля 9 июля в 23:00 в Консисторском дворе покажут Фильм «Четыреста ударов» (16+ ) на французском языке с русскими субтитрами 1959 года режиссера Франсуа Трюффо.