Кто виноват и что делать: дворы, тротуары и общественные пространства Вологды строят не по нормативам

[ Общество ]

Алена Иванова

Согласно данным Росстата, на начало 2023 года в Вологодской области проживает почти 90 тысяч людей с инвалидностью. Считается, что из общего числа населения 1% — это инвалиды-колясочники, то есть в Вологде их примерно 300 человек. Прогуливаясь по городу, мы редко встречаем таких людей, но это не потому, что их нет, а потому что эта группа населения может годами и даже десятками лет не выходить из дома попросту из-за неприспособленности жилых помещений и городской среды под их потребности. 

Другое дело – это маломобильные группы населения, которые мы видим каждый день не по одному разу. Люди с инвалидностью туда тоже входят, а помимо них: беременные женщины, люди старшего возраста, дети дошкольного возраста, мамы с колясками и люди, передвигающиеся на костылях или с тростью. Именно для этих людей в 2011 году была запущена государственная программа «Доступная среда». 

Фото NewsVo
Фото NewsVo

Поездка с препятствиями

7 лет назад Людмила Иванова оказалась в кресле-коляске вследствие тяжелого хронического заболевания. Женщина живет в Завокзальном районе, уровень доступности которого оставляет желать лучшего:

«На улицу выхожу летом 1-2 раза на прогулку, а зимой 1-2 раза только по необходимости, например, съездить к врачу. Трудности начинаются уже в подъезде: лестница с 5-ю ступеньками, по которой без сопровождения не спуститься. Во дворе по ямам и рытвинам на кресле-коляске с электроприводом проехать можно, и то с трудом. А на Можайского на всех съездах необходима помощь постороннего человека, потому что съезды 5-15 см в высоту, и это сниженные».

Подъезд Людмилы Ивановой

Подъезд Людмилы Ивановой
Можайского-Ловенецкого
Перекресток Можайского-Ловенецкого

Не по нормативам 

Тем не менее многие вологжане последнее время замечают, что город становится лучше в особенности благодаря таким госпрограммам как «Безопасные и качественные дороги» и «Комфортная городская среда». В отчете по второй программе указано, что за 2022 год в Вологде было отремонтировано 35 дворовых территорий, а также благоустроено общественное пространство «Затоновский берег», на строительство которого было потрачено больше 60 млн. рублей. 

Однако, к сожалению, в отчетах никто не прописывает, что зачастую работы проводятся не по нормативам. В 2021 году прошел 1-й этап благоустройства «Осановской рощи». Бюджет составил 34 млн. рублей. Основной и единственный обустроенный вход в общественное пространство не соответствуют обязательным пунктам «Свода правил по доступности сооружений для маломобильных групп населения СП 59.13330.2020», в котором сказано: «Центральную наклонную поверхность пандусов бордюрных следует выполнять шириной не менее 1,5 м, но не более ширины прохожей части пешеходного пути, пересекающего проезжую часть, с поперечным уклоном не более 10 ‰ (1:100), продольным уклоном не более 60 ‰ (1:17), в стесненных условиях – не более 80 ‰ (1:12)».   Высота пешеходной части над проезжей – 19 см, а продолжительность съезда всего 1,2 метра, когда по нормативу должно быть 3,8 метра.

Осановская роща
Осановская роща

А такие съезды в Вологде на каждом шагу. Людмила Иванова рассказала, как на практике подобные бордюрные пандусы затрудняют передвижение:

«В плане съездов с электричками проще, потому что они сами по себе тяжелые, и такой угол подъема могут преодолеть, когда сняты антиопрокидыватели. Но без них коляска опрокинется назад. Маленькая ручная коляска весит 6-7 кг, больше маневренность, но нужны сильные руки, чтобы проехать по таким съездам. А если на коляске пожилой человек, он упрется и остановится, сделать ничего не сможет, если сопровождающий не толкнет его в горку».

Архитекторы «Архитектурно-градостроительного центра города Вологды», разрабатывающие рабочую документацию по проектам, пояснили, что съезд в «Осановской роще» – лишь временный вариант, до тех пор, пока не отремонтируют улицу Молодежную, а когда это будет – пока неизвестно. 

«Не хватает человека»

Намного хуже ситуация обстоит в некоторых недавно отремонтированных дворах и участках тротуаров. Во дворе дома на Локомотивном переулке, 3 съезды сделали даже не 1:12, а в одном месте вообще забыли спустить бордюр вровень с проезжей частью. 

Локомотивный
Локомотивный, 3

Локомотивный

Другой пример – улица Гоголя, проходящая в частном секторе после улицы Чернышевского. Там из-за множества подъездов к частным участкам тротуар идет волнами. При этом не только продольный уклон съезда слишком крутой, но в некоторых местах и поперечный. 

Гоголя
Улица Гоголя

Гоголя


Даже депутат Городской Думы Максим Выдров, курирующий проект «Единая страна – доступная среда» в Вологодской области, согласился, что такая ситуация – ненормальна. На вопрос, вина ли это подрядчика, Максим ответил:

«Да, в проекте все учтено. Другой вопрос, что есть комиссия Департамента городского хозяйства, которая принимает эти работы. Тут контроль нужен со всех сторон. Мы тоже на все объекты не успеваем. Где-где, а во дворах должны были уже набить руку, и все равно возникают такие ошибки».

Максим убежден, что для того, чтобы подобных недочетов стало меньше, необходим человеческий запрос:

«Не хватает человека. Потому что, если ты не заявляешь, что надо, тогда все на нет сходит. Подрядчики отчитались: асфальт постелили, тротуары сделали, предусмотрели спуски. Пошел человек, которого реально волнует, а забраться невозможно, и понеслась. Надо заставлять переделывать такие вещи».

Типовая проблема

Руководитель Вологодской общественной организации молодых инвалидов «Ареопаг» Анна Хрястунова и сертифицированный эксперт по доступной среде Алексей Анфиногенов рассказали, как организация работает с вопросами обеспечения доступности:

«Мы работаем по запросу. Чаще обращаются организации: госучреждения, медицинские и культурные организации, общепиты, банки. Мы выезжаем, проверяем насколько объект соответствует нормам и правилам доступности, даем рекомендации».

Что касается ненормативных съездов, Анна считает, что это типовая проблема, и на ее точечное решение может уйти много времени, поэтому необходимо решать этот вопрос в корне, не допуская проектирования подобных съездов. Алексей предположил, откуда проблема могла появиться:

«Это должно закладываться на стадии проекта и во многом зависит от исполнителей – самих строителей, потому что они зачастую не соблюдают требования. В другой раз приходится подходить и говорить, как и что делать. Также необходимо в процессе приемки обращать внимание. Кто-то же принимал это».

Так как Анна является членом Общественной палаты Вологодской области и Вологодского регионального штаба Общероссийского народного фронта, «Ареопаг» плотно сотрудничает с этими и другими общественными институтами. Вопросы доступности выносятся на общественную повестку и обсуждаются. Однако этого недостаточно. Анна убеждена, что для решения проблем доступности необходимы комплексные меры. Одна из них – создание независимых рабочих групп, которые разбирали бы особо значимые проекты, а согласование с ними было бы обязательным, без такой процедуры проект бы не запускался.

 «Сделать город доступным для себя»

В соседнем Череповце уже ведут подобную работу с проектами. 2,5 года назад там появилась автономная некоммерческая общественная организация помощи людям с инвалидностью «АлоэВера». Организация ведет обширную деятельность, направленную на защиту прав инвалидов, мониторинг доступности городской среды, а также проведение досуговых мероприятий. В вопросах доступности «АлоэВера» сотрудничает с мэрией Череповца, департаментом ЖКХ, прокуратурой и другими учреждениями. Перед началом работ все проекты по ремонту дорог и тротуаров, дворовых территорий и благоустройству общественных пространств согласуются с организацией инвалидов. В сложных ситуациях сотрудники «АлоэВеры» обсуждают проект вместе с архитекторами. Однако раньше в Череповце также была проблема с ненормативными съездами, о чем рассказала соучредитель организации Светлана Мастерских:

«Когда прислали первый раз проект на проверку, я очень долго и внимательно смотрела и пыталась понять, почему так: съезд 1:20 при этом бордюр показан 15 см, а сам съезд 1 м, это даже не 1:10. До этого я никогда не видела съезд 3 метра 1:20. Эта ошибка была из чертежа в чертеж, как будто скопирована. Изначально это пошло неправильно, и все решили, что так можно».

За последние несколько лет ситуация изменилась, и город стал комфортнее и доступнее, в том числе для инвалидов-колясочников и других маломобильных людей:

«Город стал более приспособленным, думаю, потому что началась наша работа. Так здорово: едешь и понимаешь, что ты приложил руку к этим тротуарам: ты их принимал. Для меня важно сделать город доступным для себя».