Вологодская область попала в топ регионов по сокращению газетных киосков

[ Общество ]

Союз предприятий печатной индустрии подвел итоги мониторинга состояния сети розничной продажи газет и журналов в регионах России. Сообщает РБК.  

Всего к началу 2023 года в России насчитывалось свыше 13,2 тыс. специализированных нестационарных торговых объектов, реализующих периодическую печатную продукцию. Это киоски и павильоны где 50% ассортимента - печатная продукция.

"За 2022 год количество киосков и павильонов прессы по стране сократилось на 7,3%, или более чем на 1 тысячу объектов. Обеспеченность граждан РФ НТО «Печать» ухудшилась на 7,1% и составила в среднем 10,9 тыс. жителей на 1 объект", - сообщает Союз.

Наилучшие показатели обеспеченности киосками прессы в 2022 году отмечены в Центральном и Северо-Западном федеральных округах – соответственно 8,7 тыс. и 10,3 тыс. жителей на 1 киоск. Хуже всего киосками прессы обеспечены жители Северо-Кавказского федерального округа, где один торговый объект приходится на 15,4 тыс. человек. 

Из субъектов федерации наилучшую обеспеченность киосками прессы продемонстрировали Калининградская область (3,8 тыс. жителей на 1 торговый объект), Удмуртская Республика (4,9 тыс.), Псковская область (5,0 тыс.), Чеченская Республика (5,1 тыс.), Республика Марий Эл (5,5 тыс.). Хуже всего дело с обеспеченностью населения киосками прессы обстоит в Кабардино-Балкарской Республике, Курганской области, Кировской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Республике Коми, Республике Северная Осетия – Алания – в этих регионах 1 киоск обслуживает от 72,5 до 98,3 тыс. жителей.

Лидерами по закрытию киосков стали Республика Башкортостан и Санкт-Петербург, где их стало меньше соответственно на 185 и 176 объектов. От 50 до 100 киосков было закрыто в Ростовской области (-95 объектов), Самарской области (-94), Новосибирской области (-89), Вологодской области (-82), Томской области (-97), Кабардино-Балкарской Республике (-58), Кировской области (-52).

газетный киоск

"Приходится констатировать, что в целом по стране ситуация с киосками прессы продолжает ухудшаться. В значительном числе регионов количество нестационарных торговых объектов, реализующих периодическую печать, сокращается, и обеспеченность ими населения все менее соответствует утвержденным Правительством РФ нормативам. В определенной степени ухудшение ситуации с киосками прессы в стране объясняется объективными причинами, влияющими на сокращение продаваемых тиражей и экономику торговых объектов. Снижение спроса на печатную продукцию связано с ее подорожанием, вызванным значительным ростом цен на полиграфическую бумагу, на расходные материалы для печати и типографские услуги. Конечно, сказывается и растущая «цифровизация» населения, и уход с российского рынка некоторых зарубежных журнальных брендов после начала СВО, и др", - заключают в Союзе.

Но, к сожалению, к объективным факторам добавляются субъективные, к которым можно отнести не всегда продуманные и оправданные действия местных администраций, нежелание создавать благоприятные условия для такого низкорентабельного, но имеющего важное социальное значение бизнеса, как распространение печатной продукции. Так зачастую администрации принимают решения о демонтаже киосков, так как истекли сроки аренды или место необходимо под благоустройство, но при этом равнозначное место не предоставляется. Также власти произвольно, без обсуждения с местным бизнесом и издателями изменяют схемы дислокации НТО «Печать»или запрещают установку киосков прессы в центральной части города.

Также среди факторов, которые способствуют закрытию киосков названы требования о реконструкции НТО или об установке в короткие сроки за счет распространителей новых киосков, соответствующих утвержденному дизайн-коду; запрет на установку НТО «Печать» на придомовых территориях, как это было, например, в г. Перми, несмотря на отменяющие такие запреты решения Конституционного суда и Федеральной антимонопольной службы; отказ от проведения конкурсов на право размещения НТО «Печать» с учетом опыта и деловой репутации претендентов в пользу организации аукционов, в которых победителями становятся непрофильные, но финансово состоятельные компании; установление слишком высокой арендной платы за размещение торгового объекта прессы.

Союз предприятий печатной индустрии обращается к главам субъектов РФ и городских администраций с просьбой обратить внимание на проблемы с распространением печатной продукции в киосковых сетях и принять меры по их устранению.