Выставка «Джентльмены с железными шляпками» открылась в Папской галерее академии имени Штиглица в Санкт-Петербурге.
В экспозиции представлены старинные кованые гвозди из коллекции вологодского реставратора Алена Альтаповой.
– В коллекции собраны гвозди с объектов культового и гражданского строительства, возведенных в период 18-го по 20-й века. Коллекция началась с первого гвоздя, найденного на территории Спасо-Суморина монастыря еще в 2008 году моей старшей сестрой. По истечении какого-то времени этот гвоздик перекочевал ко мне. Ну, и благодаря тому, что я выбрала для себя профессию архитектора-реставратора, коллекция, спустя почти 9 лет, получила свой дальнейший рост, – рассказывает Алена.
Сейчас в ее коллекции – более 120 кованых гвоздей, более чем с 30 объектов с различных объектов из разных регионов: Вологодской, Архангельской, Костромской, Московской областей и республики Карелия.
В рамках выставки архитектор-реставратор рассказывает о видах гвоздей. Классифицирует их по внешним характеристикам, по назначению и так далее.
К примеру, так Алена описывает гвозди по закрепляемым ими материалам:
- драночные гвозди до 40 мм (крепят рейки драни к срубу под слой штукатурки),
- левкасные гвозди до 75 мм (для лучшего сцепления штукатурного слоя с плоскостью кирпичной стены),
- кляммерные до 75 мм (крепят листы кровельного металла к обрешетке),
- гвозди с формованными шляпками квадратного сечения (чаще всего встречаются на деревянных полах или в перекрытиях),
- также можно выделить такие виды гвоздей как анкерные гвозди – гвозди небольшой длинны с засечками на стержне (встречаются на стропильных конструкциях),
- тесовые гвозди от 60 до 180 мм (строительные гвозди общего назначения),
- полукорабельные от 150 до 200 мм, брусковые от 200 до 250 мм, корабельные от 250 до 500 мм и гвозди гиганты, именуемые «шпиль», до 710 мм.
О различных архитектурных терминах, используемых в профессии архитектора-реставратора Алена Альтапова рассказывает в группе «Дневник реставратора "RestArch"» в социальной сети.