Уникальные иконы 17-19 веков реставрируют сейчас в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике.
Речь идет о таких реликвиях как фрагмент композиции «Распятие с предстоящими» и икона «Преображение», поступившие на хранение в Кирилло-Белозерский музей, «Покров Богоматери» из Ферапонтова монастыря и «Страшный суд» из Белозерска.
Двухметровые памятники древнерусского искусства возвращает к жизни заведующий отделом реставрации музея Николай Петухов.
– Художник-реставратор темперной живописи второй категории Николай Петухов реставрацией и консервацией икон занимается около 20 лет. Самыми ранними памятниками, с которыми ему довелось работать, стали иконы 15 века из Успенского собора (одной из первых каменных построек Русского Севера). Именно их называют шедевром древнерусского искусства, – рассказывает гендиректор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов. – Каждого, кто видит этот иконостас впервые, поражает глубина небесной лазури на некоторых иконах. Кажется, краска была наложена только вчера современным мастером. Не верится, что в «темном» средневековье уже умели добывать такой яркий, насыщенный цвет. Реставраторам удалось сохранить лазурит, который под слоем олифы и пыли утратил звучание и стал блекло-зеленым. Одним из таких реставраторов был Николай Петухов. Сейчас в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике устроена собственная реставрационная мастерская темперной живописи, где ежегодно реставрируют десятки редких икон. Сейчас на руках у художника-реставратора Николая Петухова находится уникальная икона 17-го века «Страшный суд», памятники 18-го века «Покров Богоматери» и «Иоанн Богослов», а также икона 19-го столетия «Преображение».
Сообщается, что старинные иконы достались вологодскому реставратору не в самом лучшем виде – на памятниках – вздутия красочного слоя, утрата живописи и левкаса, кракелюры – сетчатые трещины по всей поверхности.
– Реставрация каждой из икон требует особого подхода и разных реставрационных и консервационных методов, – говорит Николай Петухов. – К примеру, на иконе «Преображение Господне» левкас плотный, а на иконе «Иоанн Богослов» прямо по древесине нанесен тонкий грунт левкаса и масляная живопись, поэтому процесс укрепления на памятниках будет очень отличаться.
Икона «Покров Пресвятой Богородицы», датируемая 18-м веком, поступила с утратами левкаса до основы, шелушением красочного слоя и потемневшей олифой. Поэтому в процессе реставрации мне предстоит произвести отбор пробы левкаса для определения наполнителя, укрепить паволоку, левкас и красочный слой, удалить профилактические заклейки и утраты основы древесно-клеевой массы, выполнить пробное раскрытие, удалить потемневший покровный слой, а также – восполнить утраты левкаса и затонировать живопись.
Реставратор признается, что работать с более старыми иконами намного легче.
– При изготовлении ранних памятников соблюдались все нормы изготовления, – говорит Николай Петухов. – Чем икона ближе к нам, тем больше нарушений правил – левкас потоньше, краски похуже, основу подготавливали не так тщательно.
С реставрацией иконы «Страшный суд» 18-го века есть другая сложность – ее размер 210×170 сантиметров, и дотянутся до ее середины рукой практически невозможно. Но реставраторы уверены, что и с этой задачей они справятся.
После реставрации эти иконы будут представлены в фонде открытого хранения древнерусской живописи, который находится в Вологодской башне Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Сейчас здесь есть современное оборудование, которое помогает сохранить культурное наследие страны в лучшем виде. В башне устроены стеллажи, металлические драйверы и выдвижные системы сеток для хранения экспонатов.
Постоянно поддерживается специальный температурно-влажностный режим.