В октябре налоговые поступления в консолидированные бюджеты регионов России впервые в 2022 году снизились в годовом выражении — на 6,6%, до 1,3 трлн руб., подсчитала аналитическая служба аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.
К середине осени региональные бюджеты стали недополучать налоги из-за падения корпоративных прибылей. В то же время общие налоговые доходы государства, с учетом федеральной казны, благодаря нефтегазовым деньгам пока что превосходят прошлогодние.
Лишь в каждом шестом регионе рост налоговых доходов обогнал инфляцию. Существеннее всего сократились поступления в бюджеты Мурманской области (на 66,7%, или на 13,3 млрд руб., относительно октября 2021 года), Красноярского края (–61,2%, или –44,4 млрд руб.), Хакасии (–56,7%, или –2,5 млрд руб.), Чукотского автономного округа (–53,2%, или –1,6 млрд руб.), Дагестана (–49,7%, или –3,5 млрд руб.), Липецкой области (–42,5%, или –4,1 млрд руб.), Курской области (–39,6%, или –3,6 млрд руб.), Тюменской области (–34,1%, или –5,5 млрд руб.), Вологодской области (–31,5%, или –3,4 млрд руб.) и Кемеровской области (–31,4%, или –7,6 млрд руб.)
Расчеты экспертов основаны на статистике ФНС о поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней по форме № 1-НМ. В общую сумму налоговых сборов включены все поступления, администрируемые налоговыми органами, за исключением страховых взносов во внебюджетные фонды. В налоговых поступлениях не учитывались администрируемые Федеральной таможенной службой ввозной НДС, уплачиваемый при импорте товаров на территорию РФ, а также доходы от внешнеэкономической деятельности в виде таможенных пошлин.
«В начале года и весной на фоне взлетевших цен на энергоносители в бюджетную систему России поступали сверхдоходы от продажи нефти и газа, значительно превосходившие прошлогодние суммы. Основную часть этих денег в виде сырьевых налогов (НДПИ и НДД) и экспортных пошлин получал федеральный бюджет, а регионам доставался налог на прибыль (ставка составляет 20%, из которых 3 процентных пункта зачисляется в федеральный бюджет, а 17 п. п. — в региональный) корпоративного сектора и налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Однако уже летом, по мере сокращения спроса на российские углеводороды и укрепления рубля, налоговые доходы государства стали снижаться, приближаясь к уровню прошлого года. Сильнее сократились налоговые поступления в региональные бюджеты, более зависимые от уровня деловой активности бизнеса на местах, в то время как федеральный бюджет продолжал подпитываться постепенно снижающейся сырьевой рентой», — говорится в исследовании аналитической службы.
В результате в октябре 2022 года налоговые доходы региональных бюджетов составили 1,33 трлн руб., что на 6,6%, или на 94,5 млрд руб. меньше, чем в октябре 2021 года. Сокращение налоговых доходов регионов в годовом выражении произошло впервые с начала постпандемийного восстановления экономики, а именно — с января 2021 года, то есть за 20 месяцев.
Суммарные налоговые поступления за 10 месяцев в консолидированные бюджеты субъектов все еще превышают показатель аналогичного периода прошлого года — на 14,9%.
Налоговые доходы региональных бюджетов, трлн руб.
Особенно существенно в октябре сократились поступления в региональные бюджеты налога на прибыль — на 40,2% год к году, или на 228,5 млрд руб., до 340,2 млрд руб. Это связано прежде всего с уменьшением прибылей бизнеса в условиях замедления экономической активности и падения внешнего и внутреннего спроса. Но, помимо этого, свою лепту внесла принятая в марте антикризисная налоговая норма, согласно которой предприятия перестали учитывать положительную курсовую разницу по валютным депозитам и долговым обязательствам, что привело к снижению базы по налогу на прибыль.
«В отличие от федерального бюджета, куда стекаются нефтегазовые доходы, регионы напрямую не получают сырьевую ренту. Регионы, в которых базируются крупные добывающие предприятия, забирают лишь часть доходов сырьевиков через налог на прибыль и НДФЛ. Это два ключевых налога для региональных бюджетов. В то же время центр возвращает и распределяет между регионами часть аккумулированных средств через межбюджетные трансферты, составлявшие в прежние времена свыше четверти относительно собственных доходов субъектов. По итогам октября из 3,26 трлн руб. совокупных налоговых сборов регионы оставили себе 40,9%, остальная часть ушла в федеральный бюджет. Годом ранее региональная доля составляла 46% — ее снижение стало в первую очередь результатом начавшегося с середины лета сокращения поступлений налога на прибыль. При этом важно понимать, что налоговые сборы за октябрь отражают начисления за сентябрь и предшествующий период, поэтому налоговая статистика отзеркаливает фактическую ситуацию в экономике с запозданием», — отмечает президент FinExpertiza Елена Трубникова
Снижение поступлений налога на прибыль было отчасти компенсировано ростом сборов других налогов. Так, регионы повысили сборы НДФЛ (+69,1 млрд руб., или +16,8%), что произошло благодаря номинальному увеличению зарплат, которое, впрочем, не превзошло инфляцию. Также регионам удалось нарастить поступления налога на имущество (+26,7 млрд руб., или +13%), сборов с малого бизнеса на упрощенной системе налогообложения (+22,6 млрд руб., или +16%; как раз на октябрь правительство перенесло сроки уплаты налогов по «упрощенке» за 2021 год для ряда отраслей), а также акцизов (+13,8 млрд руб. или +16,3%).