По результатам опроса* «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») почти две трети российских автолюбителей считают, что отечественный автопром стал выпускать более качественные авто. При этом половина опрошенных готовы поменять иномарку на отечественный автомобиль, если в России соберут достойную машину.
У большинства российских водителей есть опыт владения как отечественным автомобилем (80%), так и иномаркой (92%). При этом опыт владения иностранным ТС наиболее распространен у автомобилистов Дальнего Востока (99%). В регионах Приволжского и Северо-Кавказского федеральных округов подавляющее большинство автолюбителей знакомы с отечественным автопромом (92%).
Треть опрошенных российских автовладельцев (32%) сейчас ездят на иномарках европейских брендов, четверть (27%) предпочитают японские авто, каждый пятый (18%) водит отечественную машину, еще 14% — корейскую, а 6% — американскую. Китайскими марками владеют лишь 3% опрошенных.
Молодые водители до 25 лет чаще всего отдают предпочтения европейским (37%) и отечественным брендам (21%). «Корейцами» в большей степени владеют автолюбители 26-40 лет. «Японцы» выбрали порядка 30% автолюбителей старше 40 лет.
На Дальнем Востоке ожидаемо большая часть автовладельцев предпочитает японские автомобили (85%), близкий к ним в этом отношении регион — Сибирь (50%). Самые «европейские» территории России — столичный регион (48% автовладельцев ездят на европейских машинах) и Санкт-Петербург (45%). Модели российского автопрома пользуются повышенной популярностью на Северном Кавказе (44%), в Поволжье (28%) и Центральном федеральном округе (23%). Автомобили корейского автопрома наиболее популярны на Урале. Водители из Санкт-Петербурга оказались самыми «американизированными» водителями: 13% владеют машинами брендов из США.
При выборе отечественных машин автолюбители обычно руководствовались возможностью дешевого ремонта (52%) и приемлемой ценой (49%). В этом единодушны опрошенные всех возрастов. 26% считают, что именно российские автомобили лучше всего подходят для наших дорог. 22% полагают, что по качеству они сейчас не уступают иномаркам. 18% отмечают, что выбора на рынке почти нет в принципе. Программа льготного автокредитования стала стимулом к покупке российских ТС только для 12% опрошенных. Лишь 11% считают, что нужно поддержать отечественный автопром, купив российский автомобиль.
61% опрошенных, то есть почти две трети, согласились, что в последние годы наш автопром стал выпускать более качественные автомобили, тогда как 29% не заметили изменений, а 10% заявили об ухудшении качества. Позитивные изменения в российском автопроме чаще отмечали автовладельцы более старшего поколения (69% в возрасте 56+) и мужская аудитория автовладельцев (64% мужской против 58% среди женской аудитории).
Также в ходе опроса выяснилось, что почти половина (48%) владельцев иномарок готовы поменять иностранную машину на российский автомобиль, если в стране будут собирать достойные машины, 29% — если улучшится качество сборки, 17% — если появятся интересные модели по дизайну, и 13% — если машины станут безопаснее. Не готовы приобрести российские авто 21% российских автовладельцев, причем, чаще женщины (23%), чем мужчины (18%).
*Опрос проведен экспертами «Открытие Авто» с 17 по 23 октября 2022 года по репрезентативной выборке среди 1500 россиян в возрасте 18-65 лет в городах с населением более 100 тысяч человек.