Алексей Мордашов заявил о рисках сокращения производства металла из-за высоких цен на транспортировку грузов

[ Экономика ]

Глава ассоциации «Русская сталь» Алексей Мордашов попросил власти отменить экспортную надбавку на тарифы РЖД в размере 8%, а также предоставить металлургам скидки. Без этих мер компаниям придется снижать производство. Сообщает РБК со ссылкой на письмо бизнесмена вице-премьеру Андрею Белоусову от 26 июля.

По мнению Мордашова сейчас сложилась «критическая ситуация» c перевозками металлопродукции на экспорт, которая вызвана значительным ростом стоимости транспортной составляющей. Так, по состоянию на июль 2022 года расходы на экспорт металлопродукции в среднем достигли 15% от конечной стоимости продукции, на Дальний Восток — 23%. При этом еще весной доля транспортной составляющей была на уровне около 7%. Транспортные расходы выросли с $40 на тонну в январе до $56 на тонну в июне.

Стоимость перевозки грузов по железной дороге на Дальний Восток оказалась выше, чем стоимость перевозки морем до конечного потребителя в Китае через порты Азово-Черноморского бассейна, говорится в письме. Рост транспортных издержек также связан с укреплением рубля, снижением цен на металлопродукцию на внешних рынках, дисконтами и дополнительной индексацией железнодорожных тарифов РЖД на 11%, которая была одобрена с 1 июня, перечисляет Мордашов. Еще одна причина — значительный рост тарифа на перевозку металлов в контейнерах-платформах (в среднем с 1,5 тыс.  до 3,8 тыс. руб. за тонну). В результате рентабельность экспорта металлургической продукции находится «в нулевых и минусовых значениях», а у отдельных компаний достигает минус 49%, указывает глава «Русской стали».

Мордашов утверждает, что предложения по отмене экспортной надбавки и индивидуальным скидкам в рамках тарифного коридора, которые «стабилизировали бы ситуацию», обсуждались на совещании «Русской стали» с РЖД 15 июля. 

Если просьба металлургов не будет удовлетворена, им придется существенно сократить производство из-за неконкурентоспособности экспорта в действующих условиях. Экспорт российской металлопродукции за первый квартал 2022 года уже снизился на 11% (0,8 млн т), а по итогу 2022 года падение прогнозируется не менее 16,4% (4,8 млн т). Мордашов отмечает, что сокращение экспорта металла скажется не только на металлургических предприятиях, но и приведет к выпадающим доходам РЖД: при снижении производства на 4,8 млн т потери РЖД составят порядка 22 млрд руб. в год.