Филиал Кирилло-Белозерского музея планируется открыть в Вытегре на базе местного краеведческого музея. Сотрудники филиала будут заниматься двумя историческими объектами: деревянной церковью Богоявления в селе Палтога и деревянной Ильинской церковью на Саминском погосте.
Об этом на днях в интервью рассказал директор музея Михаил Шаромазов.
Дело в том, что оба этих древних храма уже относятся к Кирилло-Белозерскому музею-заповеднику, несмотря на то, что находятся на территории другого района.
Как именно будет выглядеть новый филиал и будут ли набирать новый штат, пока не известно. Сообщается, что, скорее всего, сотрудники районного музея станут сотрудниками федерального, а старинные церкви – Богоявления и Ильинская – станут туристическими объектами, куда туристов будут возить на организованные экскурсии.
Шатровая Ильинская церковь на Саминском погосте, построенная в 1692–1702 годах, считается лучшим и самым древним из сохранившихся деревянным памятников Вологодской области. Село Самино находится в сорока километрах от Вытегры. Оно образовалось из нескольких слившихся деревень в долине реки Самины. При подъезде к нему по трассе «Вытегра-Медвежьегроск» издалека виден постепенно вырастающий остроконечный силуэт храма.
Ведущий исследователь русского деревянного зодчества Александр Ополовников назвал Ильинскую церковь прообразом Кондопоги:
– Также стройно величав ее шатровый столп, те же расширения срубов кверху, завершающиеся тугими повалами, словом то же ощущение гордой устойчивости и уверенного взлета ввысь».
Неоднократно в своей истории Ильинская церковь переживала крупные ремонты.
– С деревянной церковью Илии Пророка на Саминском погосте связана одна поистине удивительная история. В свое время при ее обследовании под слоем краски на стене реставраторы обнаружили изображения, – сообщает пресс-служба Кирилло-Белозерского музея-заповедника. – Выяснилось, что церковный иконостас не был разобран – его попросту закрасили. По сути, это решение спасло иконы, среди которых находились произведения прионежских и суздальских мастеров первой половины 17-18 столетий. Сейчас они хранятся в Вытегорском краеведческом музее.
В советское время в здании храма размещался зерносклад, а с 1950-х годов – клуб. С целью приспособления под клуб во втором этаже были сильно повышены полы, пробиты дополнительные дверные проемы в притворе и на южной стене трапезной, поставлены четыре круглые печи.
В начале 1980-х годов был разработан первый проект реставрации памятника, согласно которому была убрана поздняя колокольня, частично демонтирована тесовая обшивка, установлены леса. На этом работа по восстановлению церкви закончилась.
Церковь Богоявления была построена неподалеку от Онежского озера в селе Палтога Вытегорского района в 1733 году. По информации из старинных летописей, заселение Палтожского прихода случилось, вероятно, не позже конца 17-го века. Здесь издавна люди слыли грамотниками, при церковном приходе работала школа.
Известный реставратор Игорь Грабарь говорил про этот храм:
– Церковь является любопытным памятником, где новые формы уже нашли применение. В завершении повторен четверик основания, восьмискатное покрытие каждого объема в отдельности. На месте щипцов поставлены бочки, увенчанные главами. Это намного увеличило живописные качества архитектуры церкви, родственной по своей архитектуре Преображенской церкви погоста Кижи».
Расписное «небо» Богоявленской Палтожской церкви является уникальным памятником монументальной росписи деревянных храмов Вологодской области 18-го века и нуждается в реставрации как один из важнейших раритетов вологодского региона и неотъемлемая часть интерьера реставрируемой Богоявленской церкви, считают сотрудники Кирилло-Белозерского историко-архитектурного музея-заповедника.
В советские годы Богоявленская церковь была отдана под клуб. После долгого периода запустения первые исследования памятника были проведены в 1977 году.
В восьмидесятых годах 20-го века малые главы четверика и их конструкции, а также алтарная главка были реконструированы, частично снята обшивка. Но «реставраторы» забыли разобрать леса, от натиска новых главок старый сруб не выдержал, и в 2009 году произошло обрушение верха храмовой части.
Шатровые деревянные церкви – это чисто русское явление. Они символизируют архитектурную модель пути к Царствию Небесному.
Ведущий исследователь русского деревянного зодчества Александр Ополовников считал шатер самой простой и целесообразной формой:
– Зародившись как чисто практическое приспособление для защиты сруба от дождя, снега и ветра, шатер с течением времени становится архитектурно-художественным, смысловым завершением всей постройки… Величие, грандиозность, высота – становятся общеэстетическим идеалом на протяжении ряда столетий развития русской архитектуры – каменной и деревянной.
Запрет на возведение шатровых церквей больно ударил по храмовой эстетике, но на севере, вдалеке от Москвы, традиции сохранялись, и позже русская православная церковь с этим смирилась.