150 лет назад в Вологде открылся первый железнодорожный вокзал. Это совсем не тот вокзал, к которому привыкли все вологжане и который украшает многочисленные открытки с видами города.
Самый первый вокзал был деревянным. И это здание до сих пор стоит по адресу: Чехова, 40.
Проект вокзала
Ранним утром 20 июня 1872 года к новому зданию железнодорожного вокзала на улице Фроловской (современной Чехова – ред.) стекался народ со всей Вологды и окрестностей.
– Только небольшая часть публики могла поместиться в вокзале, а остальная масса расположилась на платформе и вблизи его. В зале вокзала, освященном епископом Вологодским Палладием, было проведено торжественное благодарственное молебствие за успешное окончание железной дороги. За молебном присутствовали начальник губернии, представители дворянства, земства, города, многие гражданские и военные чины, – писали тогда «Вологодские губернские ведомости».
После торжественных речей епископ окропил водою здание и приблизившийся локомотив с вагонами, которые немедленно наполнились людьми. В первом поезде поехали 112 пассажиров. Под восторженные крики «ура!» поезд медленно двинулся в путь. В тот же день вечером прилетел из Ярославля пассажирский поезд, украшенный флагами, зеленью и цветами, и был встречен радостными кликами ожидавшей его публики. В этом поезде прибыли учредители компании – Савва Мамонтов и Федор Чижов и строители железной дороги. Наш край вступил в новую эру.
До Москвы с пересадками
Только что построенный участок железной дороги соединял две губернские столицы: Вологду и Ярославль. Каждый день по этому участку проходили два поезда - почтовый и товаро-пассажирский.
Для того, чтобы проехать из Вологды в Москву, нужно было, добравшись до Ярославля, выйти из поезда, переправиться через Волгу на пароходе, и уже там сесть в поезд Ярославль-Москва. Железнодорожный мост через Волгу построили 41 год спустя.
Первый прямой поезд Вологда-Ярославль-Москва без пересадок на паром отправился из Вологды 21 февраля 1913 года.
Место для вокзала выбирали поближе к пристани
Первый железнодорожный вокзал в Вологде на улице Фроловской – это деревянное двухэтажное здание. Вместе с бывшей привокзальной площадью оно сохранилось до наших дней.
Кстати, в Данилове тогда был построен точно такой же вокзал-близнец. Но его снесли в 30-е годы 20-го века, и на его месте построили современное, на тот момент, здание в стиле конструктивизма.
Выбор места вокзала в Вологде объяснялся близостью к пристаням.
– Они стали перевалочными базами товаров с водного транспорта на железнодорожный, и наоборот. Из Вологды вывозились по «чугунке»: лен, деготь, мясо, сельди, сливочное масло, водка, дичь, кожа, рыба, пух. Главными предметами привоза по ярославской железной дороге были мука пшеничная и ржаная, сахар, соль, спирт, мануфактура, керосин, табак, чай, сахарный песок. Ржи, ячменя и овса больше вывозилось, чем ввозилось, – рассказывает Лилия Сенченко, пресс-секретарь Вологодского региона СЖД – филиала ОАО «РЖД».
Рядом с вокзалом находился паровозный сарай – первое вологодское депо. Снаружи боковые стены подпирали подкосы. Позднее с его торцов построили каменные стенки.
Это депо имело две канавы (два пути – ред.), на которых могли размещаться шесть трёхосных паровозов или четыре шестиосных.
Все постройки Вологодско-Ярославской железной дороги, кроме водонапорных башен и локомотивных депо, были деревянными.
Два года от идеи до первого поезда
Разрешение на постройку узкоколейной линии до Вологды акционерное общество Москово-Ярославской железной дороги получило 24 июня 1870 года.
– Эта дорога длиной в 196 верст должна была соединить главнейший водный путь страны – Волгу с рекой Вологдой, которая входит в состав Северо-Двинского бассейна, а город Вологду с районами Центральной России. Стоимость строительства составила 4,4 млн. рублей – именно на эту сумму были выпущены облигации акционерного общества, – рассказывает Лилия Сенченко.
Направление дороги совпало с направлением старейшего гужевого тракта от Москвы до Архангельского порта. Работы начались в конце 1870 года.
Первая очередь строительства от станции Волга до станции Данилов была длинной в 62 версты. Этот участок сдали в эксплуатацию 8 января 1872 года. Вторую часть железной дороги – 129,6 верст от Данилова до Вологды построили за полгода.
20 июня 1872 года движение по новой дороге было открыто.
А все могло быть совсем не так
20 февраля 1869 года государь-император Николай II по докладу министра внутренних дел соизволил: разрешить директорам правления Обществ Московско-Ярославской железной дороги надворному советнику Чижову и почетному гражданину Мамонтову произвести за собственный счет изыскания для железной дороги от Ярославля до Вологды и от Ярославля от Костромы.
Вопрос, какую ветку строить – «Вологда-Рыбинск» или «Вологда-Ярославль» бурно обсуждался в прессе, земских и губернских органах власти.
– Рыбинское направление признавалось более выгодным – дорога пройдет по более ровной местности, и потому ее строительство потребует сравнительно малых капиталовложений. Кроме того, эта ветка обещала быструю окупаемость: всего 2-3 года. Все хлебные товары, отправляемые из Петербурга в Рыбинск, можно будет и дальше по железной дороге отправлять в Вологду, что снизит их себестоимость, – рассказывает Лилия Сенченко.
Тем не менее, направление «Вологда-Ярославль» было признано более экономически обоснованным. Да, стоимость строительства в болотистой местности была довольно высокой, но зато новая дорога должна была пройти по густонаселенной местности Ярославской губернии. В то время как дорога на Рыбинск прошла бы по малонаселенному Пошехонскому уезду.
Кроме того, согласно расчетам, которые велись около двух лет, новая дорога позволяла получать 5-7 % прибыли ежегодно. И самое главное – эта дорога была признана более нужной, так как она стала началом пути на Архангельск.
– Так и получилось. 20 июня 1872 года открылась дорога Вологда-Волга (Ярославль), а уже в 1895 году было начато строительство железной дороги Вологда-Архангельск. Наш край вступил в новую эпоху. Ветка от Вологды до Рыбинска так и не была построена.
NewsVo благодарит Лилию Сенченко, пресс-секретаря Вологодского региона СЖД – филиала ОАО «РЖД» за предоставленные материалы.