«Почему вы публикуете только статистику смертности от коронавируса и не рассказываете о смертности от других болезней?!» Подобные комментарии сопровождают практически каждую публикацию NewsVo на тему коронавируса с начала пандемии.
NewsVo запросил у Департамента здравоохранения Вологодской области данные по смертности от различных заболеваний регионе за последние два года и попросил Светлану Пчелинцеву, начальника Управления организации медицинской помощи и профилактики депздрава прокомментировать эту информацию.
Из предоставленной таблицы видно, что в 2021 году по сравнению с 2020 годом увеличилось количество смертей от болезней эндокринной системы, болезней системы кровообращения, болезней органов дыхания, а также симптомов и отклонений от нормы.
В то же время в 2021 году сократилось количество смертей от паразитарных болезней, туберкулеза, онкологических заболеваний и болезней мочеполовой системы.
Данные по смертности населения в Вологодской области в 2020 и 2021 году, предоставленные департаментом здравоохранения Вологодской области
– Светлана Валентиновна, можно ли сказать, что за время пандемии в Вологодской области выросла смертность не только от коронавируса, но и от других заболеваний?
– Мы вошли в 15 регионов, у которых доказано, что вклад ковида в рост общей смертности составил ведущую роль. Говорить о том, что у нас смертность возросла за счет других болезней, здесь не совсем правильно. Ковид для многих был пусковым моментом с учетом большого количества хронических заболеваний человек погибал.
К примеру, была у человека хроническая сердечно-сосудистая патология. Он заболевал ковидом, ковид способствовал повышенному тромбообразованию, на этом фоне формировались микротромбозы. В результате, участки сердца просто омертвевали, они переставали гонять кровь по телу и человек погибал.
Либо были случаи поражения мозговой ткани на фоне ковида также за счет микротромбов. Человек получал нарушения мозгового кровообращения вплоть до состояния деменции.
На фоне хронических заболеваний ковид мог быть пусковым моментом, но все равно причина была именно в том, что это короновирусная инфекция, то есть человек умирал от коронавирусной инфекции.
– Как за время пандемии изменился уровень смертности от различных заболеваний?
– У нас был очень большой рост материнской смертности – 7 случаев от ковида. Это небывалое количество для региона! Эти женщины погибли от тотального поражения легочной ткани. На фоне тромбозов ткань легкого выпадала из работы и на фоне дыхательной недостаточности мы потеряли такое большое количество женщин.
По онкологии у нас смертность в 2021 году наоборот ниже чем в 2020. Если в 2020-м показательно смертности от онкологии у нас был 222,1 на 100 тысяч населения, то в 21-м – 207,7.
Несмотря на то, что диспансеризация была приостановлена, выявляемость онкологии на 1 и 2 стадии сейчас увеличивается. Это связано с тем, что ФГДС и колоноскопия в Вологодской области стали более доступны. Оборудование появилось во всех медицинских организациях. По порядкам протоколов эти обследования стали обязательными при диагностике и вмешательствах. Раньше у нас в центральных районных больницах не везде было эндоскопическое оборудование. Второй момент – УЗИ-диагностика тоже стала доступна во всех районах, там появились обученные специалисты, и это тоже позволяет периодически просматривать диспансерную группу и при первых обращениях с жалобами это тоже более доступный метод обследования.
За 2020 и 2021 год у нас увеличилось выявление онкологии легких. Потому что больше стало КТ-обследований. И мы выявляли находки на начальной стадии. Люди приходили обследоваться от коронавируса, а у них выявляли онкологию как сопутствующий диагноз. Это не массовые случаи, но такие ситуации были.
– Правильно ли было ограничивать оказание медицинской помощи во время пандемии?
– Конечно, ограничение помощи – это был не лучший метод борьбы с коронавирусом, но он вынужденный. Потому что это вирусная летучая инфекция. И если бы мы не ограничивали те виды помощи, то люди бы чаще контактировали и чаще бы заражались. То есть изоляция и ограничения оказания помощи все-таки спасали жизнь многим.
Несмотря на эти ограничения мы ведь через участковую службу проводили необходимые обследования и лечение. Люди получали необходимую помощь. Несмотря на то, что мы закрыли две крупные больницы в Вологде и Череповце под моногоспитали, областные больницы у нас работали. Люди с различными заболеваниями: по почечной патологии, по гастроэнтерологии, по гематологии и другим заболеваниям получали необходимую им помощь. Конечно, мы старались обеспечить 100% всех нуждающихся, но были моменты, когда люди уже находились в стадии декомпенсации и лечение в стационаре мало могло повлиять на исход, но это были единичные случаи. И по итогам, роста смертности по другим заболеваниям не наблюдается.
Помощь при острых сердечно-сосудистых заболеваниях мы оказывали в региональном сосудистом центре и в Первичном сосудистом отделении. Оказание помощи при онкологических заболеваниях мы не приостанавливали ни на один момент. Я считаю, что мы достойно пережили эти два года. Показатели не худшие у нас.
– Коронавирус закончился?
– Возможность заражения коронавирусной инфекцией остается. И «Дельта», и «Омикрон» побывали на территории региона. Да, они уже не так опасны, более ослаблены, но все равно они могут циркулировать.
Масочный режим обязательно нужно соблюдать. Лишний раз не нужно ходить в места большого скопления людей. Если у человека есть хронические заболевания и у него есть четкое понимание, какие препараты ему надо принимать во время обострений, то лишний раз в поликлинику или в другие медицинские учреждения ходить не надо. Если вы знаете, как вам лечиться, и дополнительных жалоб не появилось, то лучше выждать еще месяц-два пока этот коронавирусный фон станет еще меньше.
В местах общего пользования, в магазинах, в аптеках рекомендую пользоваться масками, мыть руки дезсредствами, и по возвращению домой тоже нужно сразу вымыть руки с мылом.
Сейчас, если посмотришь, как ездят в автобусах, то очевидно, что люди забыли, что при такой скученности в транспорте можно также получить вирус воздушным путем. Если есть возможность перенести поездки с часа пик на другое время, то лучше так и поступить.
Да, сейчас снимают многие ограничения, но это не значит, что нужно сразу активно использовать все эти возможности, в которых раньше мы были ограничены.
В любом случае, мы с коронавирусом будем жить. Он перейдет в статус сезонных инфекций, как ОРЗ, как грипп, но важно помнить, что ответная реакция у каждого человека своя. Мы за эти два года видели очень много всяких ситуаций. У нас погибали совершенно здоровые на момент контакта с инфекцией молодые люди. И при этом мы даже с ИВЛ снимали 95-летних мужчин и они оставались живы. Ответная реакция организма на внедрение коронавируса непредстказуемая. У каждого свой иммунитет, каждый борется по-своему. Не надо говорить, что я молодой и здоровый, мне все это по плечу.
Коронавирус никуда не делся. Может, он стал не такой злой, но тем не менее, остерегаться все равно надо.