На аукционе продадут письмо Екатерины II о необходимости вакцинации

[ Культура ]

Письмо Екатерины II о необходимости вакцинации от оспы продадут на торгах аукционного дома MacDougall' s в Москве 19 ноября.

Одним из основных экспонатов лотов аукциона стал портрет Екатерины II. Вместе с ним на торги выставлено ее письмо о необходимости вакцинации в России.

Как сообщила ТАСС директор аукционного дома Екатерина МакДугалл, императрица издавала указа об обязательной вакцинации, а подала подданным личный пример, привившись от оспы сама. 

Екатерина II очень боялась оспы. Незадолго до свадьбы оспу перенес ее жених, царь Петр Федорович - и до конца жизни страдальчески смотрел в зеркало на свое изуродованное лицо. 

– С детства меня приучили к ужасу перед оспою, в возрасте более зрелом мне стоило больших усилий уменьшить этот ужас... Весной прошлого года (1768 - Авт.), когда эта болезнь свирепствовала здесь, я бегала из дома в дом... не желая подвергать опасности ни сына, ни себя. Я была так поражена гнусностию подобного положения, что считала слабостию не выйти из него. Мне советовали привить сыну оспу. Я отвечала, что было бы позорно не начать с самой себя и как ввести оспопрививание, не подавши примера? Я стала изучать предмет... Оставаться всю жизнь в действительной опасности с тысячами людей или предпочесть меньшую опасность, очень непродолжительную, и спасти множество народа? Я думала, что, избирая последнее, я избрала самое верное... – писала Екатерина прусскому королю Фридриху II.

После того как в 1768 году от этой болезни умерла графиня Шереметева, Екатерина приняла решение сделать прививку. Для этого из Лондона вызвали врача Томаса Димсдейла. Вакцин тогда не было, прививку делали таким образом – здоровому человеку через разрезы на руке протягивали нитки или ткань, смоченную в содержимом оспенных пузырьков (пустул) больного. Инфекция попадала в кровь, человек заражался. Смертность после такой процедуры составляла 2%, то есть в 20 раз меньше обычной. 

Для императрицы «оспенную материю» врач взял у больного шестилетнего мальчика Саши Маркова.

На случай своей смерти императрица распорядилась держать наготове упряжку почтовых лошадей, чтобы врач мог срочно уехать из страны и избежать самосуда. Через шесть дней после прививки у Екатерины начались признаки недомогания, она уединилась в Царском Селе. Но все окончилось благополучно, спустя еще неделю императрица поправилась. Сразу после этого по примеру Екатерины в очередь на прививку от оспы записались 140 аристократов — прививаться стало модно.

Доктор Димсдейл позже снова приезжал в Россию, чтобы сделать прививки уже внукам императрицы. На тот момент Россия была одним из лидеров в Европе по борьбе с оспой. А когда в тот период от оспы умер король Франции Людовик XV, Екатерина сказала:

– Какое варварство. Ведь наука уже позволяет лечить эту болезнь.

Сообщается, что императрица проводила активную агитационную кампанию, чтобы убедить людей сделать прививку. Так, например, в письме, выставленном сейчас на торги, она рассуждает, как организовать места для вакцинации и где взять на это средства. Это письмо считается первым известным документом о первой в России кампании по вакцинации.

– Между прочими предметами должности одним из главнейших почитаться должен заведение прививания, – пишет Екатерина во время своего путешествия в Крым генералу-фельдмаршалу графу Петру Румянцеву и подробно объясняет, как устроить вакцинацию. Ибо без вакцинации, по ее словам, «великий вред особливо в простом народе». 

Портрет императрицы и ее письмо выставлены на аукционе одним лотом (€800 тыс. - €1,2 млн).

Всего на выставке представлены 35 картин общей стоимостью $7 млн.

Вход на выставку экспонатов аукциона, которая проходит в Усадьбе Зубовых в Москве бесплатный.