«Он придумал 3D ещё до создания 3D!» - режиссер Александр Мирошниченко о загадках картин вологодского художника Георгия Попова

[ Культура ]
Автор:
Елена Петряева

Мультимедийная выставка «Жизнь как она есть», посвященная творчеству вологодского художника Георгия Попова, открылась в арт-пространстве FABRICA в Вологде 12 июля. Об особенностях создания такого проекта NewsVo побеседовал с режиссером выставки Александром Мирошниченко.

- Мы привыкли, что на художественной выставке зритель просто подходит к картине и рассматривает её. Мультимедийная выставка работ – это целое представление, в котором могут быть задействованы свет, звук, видео и другие компоненты. Расскажите, как вы работали над этим проектом, как подбирали материал, как выстраивали сценарий и что нас ждёт на выставке «Жизнь как она есть».

- Мы начали с того, что нам прислали изображения картин Георгия Попова из собрания Вологодской картинной галереи и Тотемского музейного объединения. Там было много натюрмортов и пейзажей, и мы поняли, что в сюжет это можно объединить, показав времена года, потому что для Георгия Ивановича это была важная и близкая тема. Он и в музыке очень любил цикл «Времена года», и написал свой цикл «Времена года»  - по картине на каждый месяц. Да и для крестьянина круг года очень важен, все изменения в природе подчинены этому кругу. Поэтому еще на начальном этапе мы решили, что проект у нас пойдёт по движению года, начиная с зимы. 


Георгий Иванович Попов (15 сентября 1939 - 11 февраля 2018). График, живописец, член Союза художников СССР.

Работал в технике масляной живописи в жанрах пейзажа, натюрморта, сюжетно-тематической и бытовой картины, а также в графике, в технике рисунка карандашом и тушью.

Произведения Георгия Ивановича хранятся в фондах Вологодской областной картинной галереи, Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Тотемского музейного объединения, краеведческих музеев Вологодской области, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.

Его известный натюрморт «Щедрая земля», на котором изображен стол, плотно заставленный посудой с дарами северной природы: лесными ягодами, грибами и овощами, стал своеобразным символом Вологодской области.


 

Проекции картин на стенах в пространстве FABRICA. Фото автора.

- Кто вам помогал сориентироваться в творчестве Георгия Попова?

- Чтобы разобраться, что к чему, мы читали статьи Ирины Балашовой (искусствовед, постоянный куратор выставок Георгия Попова – ред). Она прекрасно писала про Георгия Ивановича. А ещё нам очень помогла Ираида Копьёва, с которой мы делали прошлый проект. В этот раз она выступила как шеф-редактор, помогала нам с художественной точки зрения подобрать, какие картины встанут рядом по цвету, свету и настроению так, чтобы они вместе создали один целый мир. 

Черновик сценария мы показали Сергею Попову, сыну Георгия Ивановича. Он сказал: «Всё хорошо, но хочется больше картин». Тогда мы стали созваниваться с другими музеями. Так, например, выяснилось, что пять картин купил Евгений Ройзман и передал их в музей наивного искусства в Екатеринбурге. Мы связались с ними, и они любезно предоставили нам изображения. 

Вместе с этим я сфотографировал работы, которые были в семье у Георгия Ивановича Попова. Потом его сын Сергей подсказал, что есть несколько картин в Вологодском государственном музее-заповеднике. И они тоже охотно откликнулись и предоставили изображения для этой выставки. Получилось, что много времени заняла работа по сбору картин.

Александр и Георгий Мирошниченко на открытии выставки. Фото предоставлено Александром Мирошниченко.

- Сколько времени занял весь процесс подготовки выставки?

- Тут сложно сказать, потому что нашу работу затормозил карантин. Только начали со всеми музеями общаться, тут все музеи и закрыли. Пришлось ждать. В целом, у нас было месяца два плотной работы.

Есть ещё большая коллекция работ Георгия Попова в Санкт-Петербурге – порядка 80 работ. Но мы не включили их в проект, они уже не влезали в хронометраж. Владельцы коллекции только что издали альбом, посвященный творчеству Георгия Ивановича, он, правда, пока ещё нигде не продаётся. 

Проекции картин на выставке. Фото автора.

- То есть работы для показа собирали по частям?

- Да. Ещё мы ездили в село Красное в Тотемском районе, где жил и работал Георгий Иванович. Там сохранился дом, в котором его сын Сергей создаёт музей и бережно хранит рабочее место художника. Оттуда мы ещё ездили в село Никольское, на родину Николая Рубцова, потому что там была временная экспозиция работ Попова. И там я тоже несколько работ сфотографировал.

То есть вот, помимо анимации проекта, нам пришлось проводить ещё такую "разведку боем". Для анимации на экранах и для проекции работ на стены нужны фотографии в большом разрешении, поэтому мы старались по максимуму отснять их сами. 

Параллельно с тем, как мы добывали фотографии картин, Гоша (Георгий Мирошниченко, младший брат Александра, моушн-дизайнер – ред.) начал анимировать. Мы смотрели картины и обсуждали, какое движение можно сделать в ней, не нарушая гармонии, которая есть у Попова. Потому что в его статичных работах уже есть движение. Он всегда ловил такую особую паузу, в которой можно и задумчивость какую-то увидеть, и праздник. Там даже анимировать ничего лишнего не нужно, потому что уже вся картина как будто бы полна движения. Где-то люди дерутся, где-то танцуют, где-то гармонисты играют. Мы очень старались тонко подойти к анимации, чтобы не нарушить композицию.

- Что вас самого больше всего удивило и заинтересовало в процессе работы над выставкой?

- Оказалось, что у Георгия Ивановича есть картины-загадки, там, где с первого раза вообще и не поймёшь, в чём дело. Например, есть такой рисунок «Детство в Красном», на котором изображено село Красное и его жизнь в 50-е годы. Тогда в деревне было много событий, все работали, грузили лес, техники было много. На рисунке изображена рабочая деревенская жизнь. Но при этом, когда смотришь на него, не сразу понимаешь, что здесь сломано пространство. Почему здесь берег переходит в небо, потом в реку, потом в горизонт, а потом опять в берег – получается закольцованное пространство. Как мне кажется, это моя догадка, Георгий Иванович придумал, что он хочет создать трехмерное пространство. Он придумал 3D ещё до создания 3D! Развернул трехмерное пространство на плоскости рисунка!

А ещё вглядываешься в этот рисунок и видишь, что там везде есть одинаковый мальчик в красной рубахе – мальчик в красном – и ты понимаешь, что он не только пространство сплющил, он ещё и время сплющил. Потому что это один и тот же мальчик в разное время на одной и той же картине. Художник совместил время и пространство на плоскости рисунка. Когда мы приехали в село Никольское, директор музея Рубцова обратила наше внимание на него: «А вы видели «Детство в Красном»? Я когда её впервые увидела, сказала: «Ну-ка, дайте мне этот рисунок, по нему очень удобно показывать, что в деревне происходило». Так рисунок оказался ещё и полезным для музея.  

Георгий Попов. Переправа (Детство в Красном). 1970-е. Бумага, тушь, перо, карандаш цветной. Из собрания Тотемского музейного объединения.

- Как вы решили представить эту картину на выставке?

- С этим рисунком мы сделали отдельную главу проекта. То есть у нас идёт «Лето» и вдруг заканчивается музыка и начинается путешествие по этому рисунку, где мы показываем отдельно каждое событие мальчика в красном. Здесь он качается на качелях, здесь катит обруч, тут он сидит на пароме и болтает ножками. Скорее всего, это сам Георгий Иванович в своем детстве в красной рубахе. События происходили одно за другим, но на рисунке они располагаются вместе. Нам показалось интересным передать это не музыкой, а особым ощущением села того времени. Мы подумали, вдруг там был репродуктор на столбе, который транслировал на всё рабочее село передачи. И мы попытались придумать, какие это могли быть передачи. Решили не использовать настоящих радийных передач, а записали свои, чтобы не было проблем с авторскими правами, и чтобы создать свой мир. Мы записали свои позывные «Маяка», свою зарядку: «Мы начинаем утреннюю гимнастику! Подтянитесь! Руки на ширине плеч!» С такой атмосферой у нас идёт показ этого рисунка. 

- Расскажите ещё про картины-загадки!

- Заканчиваем проект автопортретом Георгия Ивановича, в котором тоже есть загадка. Когда смотришь на этот автопортрет, первое, что бросается в глаза – это блики на его очках. Там сидит Георгий Иванович, позади него поля, но блики на очках такие яркие и они по форме как оконные рамы. А когда у тебя в очках могут отражаться оконные рамы?

- Когда сидишь у окна?

- Именно! Ты сидишь дома, а перед тобой яркие окна. Но тут ты понимаешь, что что-то не так! У него яркие окна на очках, хотя он сидит в поле. Перед ним стоит стол, на нём – цветы, какие-то горшочки, и вдруг этот стол резко переходит в поле. То есть вот идёт скатерть-скатерть-скатерть, а затем резко – поле. И понимаешь, что он так придумал, будто он сидит в доме и при этом не в доме. Это тоже загадка, в которую постепенно вглядываешься и думаешь: «О-о, что придумал-то Георгий Иваныч!» Эти открытия удивительные! Как будто бы ты с ним связываешься в какой-то момент его жизни, когда он ходил по деревне и это придумывал, и от этого у тебя внутри какая-то совершенная магия случается. До мурашек пробирает, когда происходит такой контакт с художником!

Георгий Попов. Автопортрет. Снимок картины предоставлен Сергеем Поповым.

- Помимо картин Попова, что зрители ещё увидят на выставке?

- Все его картины – это село Красное. Когда мы приехали туда к Сергею Попову, то я почувствовал, будто в картины вхожу! Точно так же течёт река Сухона, так же в неё впадает река Толшма. Так же все эти избы стоят по берегу. Даже когда мы пошли в лес и вышли на берег реки, там на берегу были такие же остатки костра, как будто тут только что ушли рыбаки и оставили кострище и жердочки для котелка. Те же костры есть на картинах Георгия Ивановича, те же леса и пейзажи. Мне захотелось передать это зрителям, поэтому я снимал саму деревню, и на выставке есть фрагмент с видео. 

- Выставки картин в пространстве FABRICA всегда сопровождаются особенным звукорядом. Какие звуки сопровождают выставку работ Георгия Попова?

- Звук в этом проекте, пожалуй, даже бОльшая часть дела. Как я уже говорил, для картины «Детство в Красном», например, мы создали своё радио. Помимо этого, мы взяли записи песен на стихи Николая Рубцова в исполнении вологжанина Владимира Громова. Это записи 80-х годов, они были сделаны для фильмов Александра Сидельникова, петербургского режиссера-документалиста. Он делал документальные фильмы вместе с Анатолием Ехаловым: «Компьютерные игры», «Вологодский романс». Фильмы снимались в Вологодской области, и для них он записывал певцов с песнями на стихи Николая Рубцова. Знаю, что Георгию Ивановичу нравились стихи Рубцова, он был с ним знаком и они практически земляки. Мне показалось, что это важно. Плюс к этому мы записали вологодскую певицу Марину Кулакову, которая исполнила две народные песни. А Марина Кулакова тоже родом из села Красное! Плюс к этому мы записали, как играет на гармони Виктор Германович Соловьев, преподаватель народной культуры, песни, игры и пляски из Череповца. Он исполнил традиционные наигрыши северных территорий. А начинает проект композиция «Зима» Анатолия Дзюбы. Это вологодский композитор, с которым мы делаем все наши проекты. Звук мы тоже хотели вплести в повествование, сделать его естественным, чтобы не нарушить гармонию Попова.

Слева направо: Александр Мирошниченко - режиссер проекта, Антон Ефимов - звукорежиссер, Георгий Мирошниченко - моушн-дизайнер. Фото предоставлено Александром Мирошниченко.

Мультимедийная выставка «Жизнь как она есть: Георгий Попов» работает в арт-пространстве FABRICA по адресу: Вологда, Благовещенская, 53, третий этаж по вторникам, четвергам и воскресеньям с 13.00 до 18.00

Вход на выставку бесплатный. Возрастных ограничений нет.

В связи с эпидемиологическими ограничениями, которые сейчас действуют в регионе из-за коронавируса, посетить выставку можно только в медицинской маске и по предварительной записи. Записаться можно через специальную форму на сайте арт-пространства. 

Проект «Сокровища земли вологодской» реализуется при поддержке правительства Вологодской области.