Цена обнуления: как вологжан агитируют голосовать за поправки в Конституцию

[ Общество ]
Автор:
Наталья Рюмина

Президент Владимир Путин назначил дату голосования по поправкам в Конституцию - оно пройдет 1 июля. В регионе тем временем активно идет агитация жителей - как с помощью буклетов и рекламных баннеров, так и в интернете. 

«Почему это важно»

Вологжане получат 750 тысяч буклетов  «Поправки в конституцию. Почему это важно». Их заказала избирательная комиссия Вологодской области, заключив 10 апреля 2020 года контракт с издательским домом Череповца на 4 275 000 рублей. Издательскому дому предстоит напечатать 750 тысяч буклетов «Поправки в конституцию. Почему это важно».

Печать осуществляется по готовому макету, который легко найти на сайте центризбиркома. Буклет разделен на несколько частей, в каждой из которой объяснено, чем хороша та или иная поправка.


Скриншоты макета с сайта ЦИК

«Ценности, традиции, суверенитет и государственное единство — фундамент, на котором стоит наша страна. Поправки в Конституцию укрепляют это основание. Отражают возросшую роль России в современном мире. Закрепляют приоритеты Основного закона — защиту прав и интересов граждан, социальные гарантии», — говорится в предисловии буклета, который поделен на разделы.

Первый рассказывает о поправках, касающихся семейных ценностей.

«Поправки в Конституцию обеспечат условия для гармоничного развития ребенка, помогут привить маленькому гражданину любовь к Родине, уважение к старшим поколениям. Поправки поддерживают традиционные семейные ценности: брак как союз мужчины и женщины, уважение детей к старшим, доверие и забота нескольких поколений семьи друг о друге», — сказано в этом разделе. Далее названы статьи главного закона Российской Федерации, которых коснутся изменения.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В тему

Что не так с агитационным роликом ФАН про геев-усыновителей. Объясняет эксперт по социальному сиротству

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

После семейных ценностей идут «защита человека труда», «социальные гарантии», «доступная и качественная медицина каждому», «во власти только патриоты».

В данном разделе, рассказано о поправках, которые запрещают «Отдельным должностным лицам установлен запрет на иностранное гражданство либо вид на жительство в иностранном государстве; в порядке, установленном федеральным законом, им запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации».

После «патриотических» страниц следует «Защита суверенитета и территориальной целостности», а так же «Стабильность и развитие». Именно сюда отнесена поправка, которая касается обнуления президентских сроков Владимира Путина, звучит она так:

 «СТ. 81 «31. Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающе- му должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением».

Заканчивается буклет разделами «Сохранение природного богатства», «ответственное отношение к животным», «поддержка волонтеров и НКО», «Сохранение культурного наследия» и «поддержка российской науки».

Учитывая то, что в Вологодской области проживает около 900 тысяч человек старше 18 лет — тех, кто может голосовать -  данный буклет должен попасть в руки практически каждому жителю региона. Естественно, поправки преподносятся в положительном ключе.

Непрозрачная реклама прозрачного голосования?

В таком же положительном ключе поправки в конституцию весь май рекламировали в пабликах в социальных сетях. И это при том, что карантин еще не был закончен, не было ясности, как поведет себя коронавирус, не была определена дата голосования.

Сколько за информацию о поправках паблики получили денег  — тайна за семью печатями. Newsvo связался с модератором двух пабликов, где практически каждый день выкладываются посты с призывами голосовать за поправки, однако не смог получить ответ на вопрос, кто является заказчиком данного контента.

Сообщества «ВОП — О жизни Вологды» и «ВОП — о жизни Череповца» с 18 марта начали публиковать ролики о поправках, в которых рассказывается почему важны поправки на примере жизненных историй. Записи групп репостят муниципальные сообщества.

В апреле в паблике «ВОП — О жизни Вологды» также была рассказана история Бориса Корпусова, который служил в 1943 году на границе с Японией и отражал атаки японцев. Его личные воспоминания связали с тем, что историю можно исказить, а поправки в Конституцию не дадут это сделать. Подобные посты публикуются в пабликах каждый день, они привязаны то к экологии, то к деятельности волонтеров, то к жизни коренных народов.

Владелец данных пабликов Евгений Кириллов отказался сообщать NewsVo заказчика размещения этих постов, сказав, что они не разглашают источники информации.

В некоторых районных пабликах администраторы даже указывают, что информация о поправках в Конституцию - рекламная.

 

Скриншоты из паблика "Большой Брат: Вологодская область"

В ЦИКе, тем временем, не скрывают, что агитационные ролики в интернете исходят от них. И являются «информированием» граждан.  Хотя многим напоминают агитацию.

Так, еще 31 марта «Ведомости» сообщали о том, что ассоциация «Голос» призывает Центральную избирательную комиссию (ЦИК) прекратить использование общественных ресурсов в целях агитации за поправки в Конституцию.

По мнению членов ассоциации, распространяемые ЦИК и региональными комиссиями материалы в социальных сетях, на ТВ, на баннерах и в буклетах носят агитационный характер, нарушая принцип беспристрастности будущего голосования. Ведь ролики, призывающие голосовать за поправки больше похоже на предвыборную кампанию, чем на информирование.

В статье 48 закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предвыборной агитацией считаются призывы голосовать за опредленного кандидата, выражение предпочтения какому-либо кандидату, деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов. Все это видно и в информировании по поправкам. Только вместо агитации голосовать за кандидата, идет агитация голосовать за поправки.

Претензии «Голоса» в пресс-службе ЦИК назвали «абсолютно несостоятельными с правовой точки зрения». А член Центризбиркома Майя Гришина заявила, что закон о проведении общероссийского голосования по изменению Конституции предусматривает не агитацию, а информирование граждан. По ее мнению, материалы на билбордах вдоль дорог и ролики о голосовании по изменению Конституции относятся к информационным, а не агитационным.

Кстати, по информации "Ведомостей", ранее ЦИК тзаключила контракт стоимостью 35,8 млн руб. с «ИМА-консалтингом» на разработку креативной концепции голосования по поправкам.

«Большая часть стоимости контракта пришлась на создание разъясняющих видео- и аудиоматериалов, говорил на заседании ЦИК гендиректор «ИМА-консалтинга» Вартан Саркисов. По его словам, в общей сложности планируется изготовить 28 видеороликов», — сообщает издание.

В Вологодской области рекламой поправок занимается не только избирательная комиссия.  Подключился даже департамент культуры и туризма Вологодской области в рамках проекта «Экспонат». Сотрудница департамента рассказала об этапах реформирования конституционного права в России. И о том, сколько раз вносились поправки в главный закон страны.

 
(function() { VK.Widgets.Post("vk_post_-68135444_33525", -68135444, 33525, '-toqsguCU9XuSI-WTN7TNm2-cEo'); }());

Кроме этого, в марте была обнаружена закупка «Вологодского областного информационного центра» на оказание услуг по размещению социальной рекламы на сумму 246 080  рублей.

В первом приложении к договору сказано, что исполнитель оказывает заказчику услуги по размещению рекламы (социальной рекламы) «Общероссийское голосование по поправкам в Конституцию» на рекламных конструкциях в период с 22 марта по 22 апреля 2020 года.

Рекламный баннер, перекресток улицы Можайского и улицы Конева. Фото NewsVo.