Всё больше семей в Вологодской области забирают детей из школы, чтобы они учились дома. За последнее десятилетие желающих перейти на семейное обучение стало в 15 раз больше. Какие бывают причины ухода из обычной школы? Как родители справляются с обучением детей на дому? Об этом Newsvo побеседовал с тремя мамами в Вологде. Сегодня своим опытом обучения детей дома с читателями Newsvo делится Екатерина Смирнова.
Семейное образование - это когда родители по собственной инициативе забирают ребенка из школы и обучают его дома самостоятельно. Такой вариант обучения предусмотрен российским законом об образовании. Отметим, что это не тот случай, когда ребёнок не может ходить в школу из-за проблем со здоровьем - обучение на дому по медицинским показаниям называется «Домашнее образование».
Семейное образование бесплатно - родители сами организуют процесс обучения в удобном для них режиме, учебники детям выдаются в той школе, к которой они прикреплены для сдачи экзаменов. Выбор школы нужно согласовать с управлением образования. По желанию родители могут прикрепить детей для аттестации к платным школам, которые предлагают более удобные условия. Если такая школа находится в другом городе, то есть возможность пользоваться учебниками онлайн.
- По желанию родителей (законных представителей) такая образовательная организация может быть определена на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного года в зависимости от объективных обстоятельств и наиболее эффективной реализации прав и свобод ребенка, - пояснили в департамент образования Вологодской области.
Ответственность за качество обучения при семейном образовании возлагается на родителей.
По данным департамента образования Вологодской области, количество семей, которые предпочитают давать своим детям образование на дому, растет. Так, в 2010 году семейное образование получали 10 детей, в 2016 году - 89, в 2017 году - 117 детей, в 2018-м - 155 детей.
У Екатерины Смирновой трое детей, двое старших учатся дома - Даша в шестом классе, Леша - в третьем. Для обучения Даши и Леши она выбрала программу "Русской классической школы" (РКШ). Сама Екатерина работает учителем, но сейчас находится в декретном отпуске.
РКШ основана на системе Константина Ушинского в области словесности и на системе Александра Пчёлко, Григория Поляка и Андрея Киселева в области математики. Это возврат к классике отечественной педагогики, однако авторы программы, сохранив основы этой системы, наполнили его современными элементами.
Леша учится считать.
- Екатерина, как давно вы обучаете детей дома?
- Дашу - с 4 класса, Лешу - с 1 класса. Сейчас идёт третий учебный год.
- Почему вы решили перевести детей на семейное образование?
- Я узнала о программе "Русская классическая школа", изучила её и поняла, что это как раз то, что нам нужно. Меня не устраивала программа, которая была в школе. Прежде, чем принять решение о переходе на семейное образование, я достаточно глубоко изучила этот вопрос, решение было принято не в один день. В принципе, ожидания совпали с реальностью. Дети у меня прикреплены к школе №13 в Вологде. Аттестацию по всем предметам они проходят один раз в год, в конце учебного года. Каникул стараемся придерживаться обычных школьных, чтобы ребятам удобно было с друзьями общаться.
- Трудно ли обучать детей дома?
- Поскольку я сама по образованию учитель, то мне, конечно, легче в этом плане. Летом я на год составляю учебный план, как в школе, делаю таблицу - какой день, какая тема. Всё точно по датам. И по этому плану мы потом в течение года занимаемся. Материал ребятам объясняю сама, не прибегаю к помощи репетиторов. Пользуюсь интернет-ресурсами, чтобы давать дополнительный и наглядный материал.
- Как много времени уделяете учёбе?
- Начинаем мы уроки в 8.30 каждый день и заканчиваем где-то в час. Меня часто спрашивают: "Бывает ли такое, что захотелось расслабиться и сегодня уроков не будет?" Я говорю: "Нет, не бывает". Это моя ответственность, я её очень хорошо понимаю. Единственное, если болезнь какая-нибудь, но это как и в школе. Но и то, если кто-то у нас заболеет, я или дети, то я сразу начинаю продумывать, как мы потом будем этот материал догонять.
Занятия прописью на доске.
- Как вы мотивируете детей?
- Я пробовала разные способы мотивации детей к учёбе и пробую разные до сих пор. Многое у других "семейников" перенимаю. На данный момент мы пришли к бальной системе. Они копят баллы, получают их за уроки и за дополнительные задания. А потом эти баллы раз в четверть они обналичивают в канцелярском магазине. Раз это баллы учебные, то и потратить их можно только на учебу. Они сами выбирают себе красивые тетрадки, блокнотики, ручки. Это не я придумала, это опыт других родителей, но нам пригодилось.
- Чем именно вам так нравится программа "Русской классической школы", что ради неё вы забрали детей из школы?
- Простота для ребёнка. Всё кристально чисто и понятно. Из одного логично вытекает другое, нет непонятных перескоков. Нет слишком сложных заданий, про которые много шуток в интернете, что, мол, папа всю ночь сидел и не решил. При этом по итогам года дети пишут контрольные, которые предлагает школа, и справляются хорошо. То есть, несмотря на кажущуюся простоту программы, знания наших детей в итоге даже больше, чем у тех, кто шел по обычной школьной программе.
- Кому бы вы посоветовали перейти на семейное образование?
- Никому не навязываю переход на семейное образование, потому что очень хорошо представляю, как это сложно, и далеко не каждый это потянет. Но если человек интересуется, расспрашивает, то охотно делюсь опытом. Основная сложность - организационная. И уровень знаний родителей. Если у самих пробел в школьных знаниях, то придется прибегать к помощи репетиторов. Пока я в декретном отпуске, буду заниматься с детьми. Дальше пока не загадываю. Возвращаться в школу желания нет.
У детей аккуратный почерк, в программе РКШ этому уделяется особенное внимание.
От редакции: на этой неделе Newsvo опубликует интервью еще с двумя мамами, чьи дети перешли на семейное образование.