Жителю Белозерска пришлось обращаться в суд, чтобы его возили в Череповец на процедуры гемодиализа, которые ему положены по закону. До этого он несколько лет "стучался" в разные инстанции, но ему никто не помог. Сейчас такие иски в суд готовят еще два инвалида.
Сейчас слепому 31-летнему мужчине с инвалидностью 1 группы приходится ездить три раза в неделю в Череповец на четырехчасовые процедуры гемодиализа. В поездках Константину помогает его мать Татьяна - ей 64 года. Помимо того, что пациенту тяжело ездить так далеко на частые процедуры, это очень затратно для семейного бюджета, денег у людей не хватает.
Семья обращалась и в приемную губернатора, и в департамент здравоохранения, и к депутатам. Однако безрезультатно. Ни департамент здравоохранения, ни Белозерская больница не хотели брать на себя обязательство по транспортировке пациента из Белозерска в Череповец, ссылаясь на то, что гемодиализ - плановая процедура, а, значит, машина не положена.
Помог женщине и ее сыну местный журналист Анатолий Столяров. Он предложил подать иск в суд, нашел аналогичное дело, которое было выиграно в Ульяновской области. Там судья обязал возить в больницу на гемодиализ ребенка.
«Мать инвалида является моей знакомой. Он уже слепой, в прошлом году к потере зрения прибавились проблемы с почками. Они вообще перестали работать. Поэтому 64-летняя пенсионерка со своим сыном-инвалидом вынуждены на общественном транспорте (такси или автобусом) через день (точнее, три раза в неделю) отправляться в Череповец в клинику на тяжелейшие 4-часовые процедуры очистки крови, после процедуры гемодиализа – до места жительства. На это у них уходит от 20 до 23 тысяч рублей в месяц, в год - около 276 тысяч. Половину им компенсирует управление соцзащиты, остальные деньги приходится изыскивать из семейного пенсионного бюджета», - рассказывает Анатолий Столяров.
Татьяна Кузьмина, мать Константина.
Жизнь этой семьи превратилась в одну сплошную дорогу до клиники и обратно: день, чтобы отлежаться, и ехать в Череповец снова. В силу возраста Татьяне Кузьминой становится все сложнее сопровождать сына до больницы, но пропущенные процедуры – это смерть для ее сына.
«Еще в 2009 году Верховный суд РФ разъяснил, что проезд к месту получения специализированной медицинской помощи методом заместительной почечной терапии является ее неотъемлемой частью. На гемодиализ должны доставлять санитарным транспортом. В некоторых областях прокуроры проявляют инициативу и обращаются в суды с исковыми требованиями», - поясняет Анатолий Столяров.
В Вологодской области, кроме общественников и журналиста, никто на защиту инвалида не встал. В суде его интересы представлял Сергей Кушеев. О том, чем чреваты передвижения на такси до и после диализа, судье рассказал заведующий диализного центра ООО "Бодрость" из Череповца Вячеслав Филинов. Он объяснил, что ездить на такси до диализа и обратно опасно. После процедуры нельзя резко передвигаться, повышение давления может спровоцировать летальный исход. При этом в департаменте здравоохранения, судя по ответам ведомства, считают, что такие поездки не влияют на здоровье тех, кому требуется диализ.
Добраться из Белозерска до Череповца не так-то просто: сначала они едут на такси до вокзала Череповца, а там берут другое такси или садятся на автобус.
11 апреля своим решением судья обязал БУЗ ВО Белозерскую ЦРБ обеспечить доставку инвалида 1 группы автотранспортом от дома к месту получения медицинской помощи в Череповец и обратно в соответствии с графиком гемодиализа. Кроме того, суд обязал департамент здравоохранения Вологодской области возместить расходы БУЗ ВО Белозерской ЦРБ, связанные с доставкой больного к месту получения медпомощи и обратно. Пока это решение не вступило в законную силу.
Выигранный суд – это, по сути, выигранное право на жизнь. Семья из Белозерска боится, что больница будет обжаловать решение суда, поэтому когда им выделят машину, которая будет отвозить пациента в Череповец, пока не известно.
Сегодня такой же иск в суд подал еще один житель Белозерска, которому требуется гемодиализ. Александр Молчанов - пенсионер. Он согласен сгруппироваться с теми, кто выиграл суд, чтобы их возила одна машина. Раньше они получали лечение в медсанчасти "Северсталь", сейчас - в «Бодрости».
«В месяц у нас на дорогу выходит около 10 тысяч. Вообще не дают ничего. И почки отказали. И все один заменитель, а на кой нам заменитель, если у нас почки не работают. Нам надо настоящее лекарство, чтобы помогало человеку. Мой муж 30 с лишним лет отработал на жилищном ремонтно-экспулатационном участке, и никто ничем не помог. Писали Кувшинникову насчет билетов, они посоветовали обратиться в соцзащиту. Там сказали, что могут дать только единовременное пособие», - рассказывает Вера Молчанова.
Еще одна жительница Белозерска, которая также готовит иск в суд, вынуждена снимать квартиру в Череповце, чтобы не пропускать гемодиализ. Это дешевле, чем ездить на такси, но тоже очень дорого, говорит Екатерина.