Отцы и дети. Почему ученики школы в Белозерске боятся одноклассника?

[ Общество ]
Автор:
Оксана Крылова

В школе № 2 имени Сергея Орлова в Белозерске уже второй год не могут разрешить конфликтную ситуацию, связанную с поведением одного из учеников. Мальчик срывает уроки, кидается в одноклассников стульями и обувью и ведет себя так, будто ему можно все. Родители уверены, что их детям угрожает опасность, если в школе не примут соответствующих мер, но пока, по их словам, проблема не решается.

Родители считают, что одноклассник их детей нуждается в психологической помощи. Миша (ред. – имя изменено в соответствии с Законом о защите персональных данных) может кинуть стулья, школьные принадлежности, обувь в детей, нецензурно выразиться в адрес классного руководителя. В третьей четверти он собрал со столов в школьной столовой колбасу, смял и выкинул ее. На замечание классного руководителя ответил «побегом» из школы. Со слов родителей, мама Миши заверила их на одном из последних собраний, что ребенок лечится. Однако родители ей не верят - по их словам, поведение ребенка не изменилось. Ни они, ни руководство школы никаких справок о прохождении ребенком лечения не видели. Более того, родители считают, что директор школы покрывает неадекватные действия ребенка, когда говорит: «Я ничего не могу сделать! Ждите случая».

Корреспондент Newsvo съездила в Белозерск, чтобы разобраться в происходящем, пообщавшись со всеми участниками конфликта.

Как на пороховой бочке

Родители уже не знают, куда обращаться. По их словам, никто не воспринимает проблему всерьез.

- Помогите нам донести до властей города и директора школы, что наши дети в опасности! Уже второй год мы находимся в постоянном страхе за их жизнь и психическое здоровье. Пострадавших много, куда только не обращались, но уже приходит понимание, что помощи ждать неоткуда! Везде одни отписки. Директор и отдел образования не реагируют на неадекватные действия ребёнка, директор ищет виноватых среди нас и наших детей, - рассказала мама одного из учеников.

- У меня доченька рассказывала, что то одноклассника циркулем ткнет, то классного руководителя на отправит. Пока дочь у меня не тронул, я ни кого не трогал. Мать нам пояснила, что у него какие-то там психические расстройства и им надо время на реабилитацию. Мы им предлагали съездить в санаторий. Путевку бы дали от работы отчиму. Школа там есть. Специалисты с ним бы поработали. Но, нет. Родители сказали, что не поедем. Сегодня он моей дочери руку ткнул, завтра в глаз ткнет. Что тогда? - рассказал папа пострадавшей девочки.

- Мы настроены защитить своих детей. Мы не понимаем, почему так поступает администрация школы. Почему не все факты администрацией фиксируются? Мы просили создать комиссию по конфликтам и спорам, чтобы совет школы собрали. Нам только объявили состав совета школы и председателя совета школы и все. Мы не знаем, собирали ли совет школы и что на нем решили. Мы просили директора обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних, так как в классе постоянно нарушается порядок школы, устав школы, что влияет на успеваемость и на психику детей. Обращались в органы опеки, может, в семье что происходит.  Мы писали коллективные обращения к главе района, в прокуратуру, начальнику отдела образования и директору. Говорили о том, что ребенок учился у нас, ушел со скандалом и судом, на котором мать выступала в качестве истца против классного руководителя и директора. Зачем его снова посадили в наш класс? Везде нам дали один и тот же ответ: «Все сделано законно. Нарушений нет»,- рассказывает еще одна мама.

- Миша хулиганит, оскорбляет учителя. У меня ребенок приходит из школы и спрашивает: «Ему можно?». Моему сыну попало по голове, на что его мама ответила : "Ну, у него же не сотрясение!". Нам директор школы сказала: "Мы сейчас ничего не можем сделать. Ждите случая." Сидим, как на пороховой бочке,- рассказала мама пострадавшего мальчика.

По словам родителей, ребенок позволял себе нецензурную лексику в адрес взрослых и проявлял агрессию по отношению к детям и взрослым уже в детском саду, куда он пришел в подготовительную группу "Радуга".

Суд

В Белозерской школе № 2 Миша отучился три четверти первого класса, после чего родители забрали его оттуда со скандалом и судом. Однако иск в суд подали не родители пострадавших детей, а… мать хулигана.

Суд состоялся в августе 2017 года. В иске мать Миши указала, что в школе ее ребенок неоднократно подвергался физическому и психическому насилию со стороны классного руководителя, написав, что учительница допускала нецензурную лексику в его адрес, применяя силу, удаляла его с уроков. Кроме этого, в иске говорится, что учитель не надлежаще смотрела за ребенком, а потасовка с одноклассником якобы закончилась для ее сына сотрясением головного мозга. Также мать обвиняла классного руководителя в негативных обсуждениях ее сына и ее в социальной сети с родителями. Женщина просила уволить учительницу, а с директора взыскать моральный вред, который Наталья (ред. - имя изменено) оценила в 150 тысяч рублей: 100 тысяч в пользу ее сына и 50 тысяч в ее пользу.

Требование истца суд удовлетворил частично. Сотрясение головного мозга и обсуждения в соцсети не подтвердились.  Выяснилось, что классный педагог даже не зарегистрирована в соцсети ВКонтакте. Учительница действительно удаляла ребенка с уроков и допустила в его адрес высказывание: «Я сейчас тебя зашибу». По ее словам, мальчик ее спровоцировал:

- Поведение Миши в классе неадекватное. Он позволяет себе оскорблять своих одноклассников, грубить классному руководителю, обижать и бить одноклассников, кидать в них стулья, учебники, обувь, папки и пеналы. В ходе конфликтов, возникающих во время уроков, с целью защиты остальных детей, я была вынуждена удалять Мишу из класса, отводя его либо в учительскую, либо в школьную библиотеку, где он находился под присмотром педагогов, выполняя задания, которые не были им сделаны в классе. Никакого физического воздействия в ходе возникающих конфликтов не применяла. Могла повысить голос, когда "выводил  меня из себя".

- В ходе очередного конфликта, когда Миша кидал в одноклассников стульями, обувью и школьными принадлежностями, я пыталась защитить остальных детей и допустила подобное высказывание, - эти пояснения классного руководителя содержатся в материалах суда.

Из показаний в суде школьного педагога-психолога Марии Уткиной следует, что в первом классе у ребенка был высокий уровень агрессии: мальчик был вспыльчив, нетерпим к чужому мнению, чрезмерно обидчив. Она неоднократно беседовала с родителями Миши, но конфликтные ситуации не прекращались. Ребенок жаловался психологу, что классный педагог к нему придирается, жаловался на одноклассников, что его дразнят.

Белозерский суд в итоге постановил взыскать со школы в пользу матери Миши компенсацию морального вреда в сумме 6 000 рублей.

Белозерский районный суд. Фото webservices.4geo.ru

Другая школа

После скандального ухода из Белозерской школы родители отвезли ребенка к бабушке в поселок. Таким образом, в четвертой четверти первого класса у мальчика сменились классный руководитель, одноклассники и школьная программа. Сначала родители пытались каждый день возить ребенка в школу из Белозерска ( ред. - до сельской школы 18 км), потом стали забирать только на выходные. В таком режиме Миша провел и первую четверть 2 класса.

В период обучения Миши в сельской школе в школьный процесс были вовлечены все: от родителей до директора. Подменяя друг друга, они ходили на уроки, чтобы обезопасить детей. Как нам рассказали, от Миши в классе доставалось и мальчикам, и девочкам: он кидал в них обувь, наносил мелкие побои. Особенно Миша проявлял агрессию к одному из мальчиков. Ребенок трижды за неделю пришел домой избитый. Рассказывают, что однажды Миша сказал одноклассникам, что придет с ножом и будет метать им в их головы. Дети боялись и отказывались идти в школу.

И с родителями, и с бабушкой неоднократно проводились беседы. Однако мать мальчика всегда была на его стороне и заступалась за сына. За время обучения в сельской школе ребенка поставили на школьный учет и учет по делам несовершеннолетних, родители первого класса сельской школы стали постоянными гостями в управлении образования, прося о помощи.

Нам рассказали, что после коллективного  обращения родителей сельской школы к чиновникам в школу была направлена психолого-медико-педагогическая комиссия. Однако ребенка не посмотрели - мать не дала согласия. В управлении образования Наталье предложили перевести сына на домашнее обучение, она отказалась.

Точку в обучении Миши в сельской школе поставил случай. В школьной раздевалке Миша ударил обувью в нос одноклассника. Ночью у пострадавшего мальчика началось затрудненное дыхание. Ребенку предстояла операция по состоянию здоровья и мать пострадавшего мальчика переживала, чтобы травма носа не сказалась на ее благополучном исходе. После этого случая мать пострадавшего ребенка поставила ультиматум матери Миши, заявив, что либо они уходят из школы, либо она обращается в прокуратуру.

Очевидцы происходящего считают, что мать ребенка слепо верит сыну, и ребенок ею манипулирует. Бабушка мальчика - человек очень мягкий, и единственный, кого он слушается, - отчим. Те, кто в курсе сиуации, считают, что ребенок живет в нереальном мире - компьютерном.

Отметим, что в сельской школе ставки психолога нет, поэтому помочь там Мише было некому.

Возвращение

В 2017 году, со второй четверти, Миша вернулся обратно в Белозерскую школу № 2, в этот же класс. Оказалось, что свободного места ни в параллельном классе, ни в школе №1 не оказалось, а отдавать сына в одну из близлежащих сельских школ мать не захотела.

Родители сначала были обеспокоены возвращением Миши, но потом решили принять ситуацию.

- Я настраивала ребенка на положительное отношение к Мише. Он вернулся в наш класс, он такой же обычный мальчик. У него бывают всплески, не трогай его, не задевай. Через какое-то время у меня ребенок приходит из школы и говорит: «Мы с Мишей снова подружились». Длилось это ровно полторы недели. Потом все вернулось «на круги своя». Миша стал хулиганить, оскорблять учителя,- пояснила одна из мам.

Родители заверяют, что дети, придя домой, рассказывают, что из уст Миши ежедневно слышен мат - и в их адрес, и в адрес классного руководителя. Одноклассники рассказали, что как-то Миша сказал, что выпрыгнет из окна. На родительском собрании родители решили купить замок на раму, однако у Newsvo нет информации, установлен он или нет.

Родители рассказывают, что успеваемость детей в классе после возвращения Миши упала, так как уроки регулярно срываются из-за его поведения. Мать ребенка в возникающих конфликтных ситуациях винит всех, кроме сына.

На сегодняшний день по двум последним инцидентам поданы заявления в прокуратуру и в полицию. Классный руководитель заявила родителям, что увольняется.

Кинул ботинок

Заявление в прокуратуру подал папа Кристины (ред. - имя изменено). Но перед этим он обратился к директору школы. Из его заявления на имя руководителя школы следует, что 25 января 2018 года Миша проколол ударом ручки бок кисти руки его дочери, в этот же день этот он кинул ботинком в Кристину и попал по голове, а от удара ребенок якобы получил гематому.

Давать комментарий Newvo по этой ситуации он отказался, сказав, что хочет дождаться решения прокуратуры. Мужчина рассказал, что просил директора школы провести по данному факту школьную проверку. Из видео, размещенном 29 января в группе «Онлайн Белозерск» следует, что проверка займет три рабочих дня – так сказала директор. Ответа папа девочки не получил даже спустя два месяца, и нам не удалось узнать, получен ли он сейчас.

Мужчина рассказал, что обращался в полицию о привлечении матери Миши к дисциплинарной ответственности, но получил отказ, поэтому и обратился в прокуратуру.

Классный руководитель пояснила нам, что никакого прокола кисти не было.

Сама Кристина, со слов мамы, которая дружна с мамой Миши, и пришла в тот день забирать свою дочь из школы, якобы рассказала ей другую версию:

- Сказала, что они сидели, дописывали задание с моей дочкой, а Миша бегал по классу. Потом он спрятался под парту и резко окрикнул Кристину по имени. Она напугалась и ткнула себе карандашом в руку, после чего заплакала и позвонила папе, - рассказывает Юлия (ред.- имя изменено).

Также женщина пояснила, что Мише эта девочка нравится.

В тот же день Миша кинул в сторону детей ботинок. Обувь упала на парту Кристины.

Дети рассказали родителям, что после инцидента Мишу попросили извиниться перед Кристиной, но мальчик спрятался за шкаф  и извиняться не стал.

Также Юлия рассказала, что папа Кристины в этот день просил в поликлинике справку, что у дочки травма, однако ее не дали за отсутствием таковой.

 

Школа № 2 в Белозерске.

"Побег"

Родители рассказали, что инцидент в школьной столовой с колбасой перешел в побег Миши из школы и закончился заявлением матери мальчика в полицию на классного руководителя.

Дети рассказывали дома, что Миша собрал с ломтиков хлеба, которые лежали на столах, колбасу. Классный руководитель сделала ему замечание, после чего он смял колбасу и выкинул, а потом побежал из школы домой.

По дороге мальчик забежал в магазин погреться. Мы пообщались с продавцом, которая в тот день была на смене (ред. - дочь продавца также учится в классе с Мишей).

- Забежал одноклассник моей дочери без верхней одежды. Я бегом к нему: "Что случилось?". Он сначала рассказывать не хотел, боялся. Но потом рассказал, что пришел в школьную столовую, и там на тарелке лежало два лишних бутерброда. Он взял и хотел съесть, но ему якобы не дали и заорали: "Убери свои грязные руки!", а потом за ним бегали учителя и весь их класс.

По словам женщины, ребенок слезно просил не сообщать о его местонахождении ни маме, ни классному руководителю. Продавец завела его в подсобку и успокоила, а потом позвонила маме Миши и учителю.

- Сначала позвонила Наталье. Она со мной с таким гонором поговорила. Мол, я на работе, сейчас папу отправлю. Потом набрала учительницу. Слышно, что она была на улице, бегала, его разыскивала и ревом ревела. Я ее успокоила, что маме уже позвонила, и что его сейчас приедут заберут,- продолжила продавец.

Отчим Миши приехал минут через 30.

Что случилось в школьной столовой, мама знает только со слов сына, с учительницей разговаривать об этом инциденте она не сочла нужным.

Вместо этого она написала заявление на классного руководителя в полицию. В нем было указано, что мальчик промок, когда бежал из школы и заболел. Однако как нам рассказала продавец, ребенок был сухой, когда забежал в магазин, который находится совсем недалеко от школы.

Классный учитель

Учитель рассказала, что серьезные конфликтные ситуации с Мишей были в первом классе.

- Сейчас он повзрослел. Смотрю, как-то и к ребятам тянется. Если телефон свой крутой принесет, то они все возле него крутятся. И мне кажется, что сейчас больше проблем создается с мамой, а не с ним. У нас если что случается, обсуждаем внутри класса. Если совсем плохо, идем к директору. А у нее позиция - сразу писать в разные инстанции,- рассказала классный руководитель. - Неприятно, когда ребенок ведет себя неправильно! Я несколько раз себе скорую вызывала, была в бессознательном состоянии (ред. – имеется в виду после различных инцидентов с Мишей в школе). Если есть какое нарушение, другие дети подойдут, извинятся, и дальше работаем. А здесь не дождешься извинений ни от самого Миши, ни от мамы.

Родители пояснили, что классный руководитель не раз делилась с ними своими переживаниями и рассказывала, что коллеги советовали ей не обращать внимания на мат в ее адрес, что у них тоже были подобные ученики.

Школьный психолог нам пояснила, что Мише нельзя делать замечания, если он выражается нецензурно - лучше не замечать. Но не замечать оскорбления в свой адрес учителю с 28-летним стажем, никогда не сталкивавшейся с таким отношением ученика к педагогу, непросто.

Юлия, подруга мамы Миши, считает, что мальчик стал заложником конфликта взрослых:

- Считаю, что ребенок стал заложником межличностного конфликта классного руководителя и родительницы. Классный руководитель не смогла простить Наталье суда и свою обиду вымещала на ребенке. Видела сама: толкаются двое, она кричит на него. Я знаю, что в нашем классе не только Миша  может быть зачинщиком. Есть мальчишки довольно хулиганистые.

Я неоднократно предлагала родителям поставить камеру, потому что трудно было разобраться: учитель говорит одно, родитель другое. Классный руководитель и часть родителей были против. Позднее учитель согласилась, родители нет, кто-то из родителей сказал: "Если камеру поставят, то нас тут всех привлекут и все дети окажутся плохие". Камеру так и не поставили. И у нас в классе многие дети, особенно мальчики, могут позволить себе нецензурно выразиться между собой.

Классный руководитель со временем смирилась с тем, что Миша будет учиться в классе и старалась принять его таким, какой он есть. В последнее время ребенок стал одним из немногих откликаться на просьбы, обращенные учителем к классу (ред. – например, первый поднял руку на просьбу намочить тряпку).

Мама ребенка решила идти до конца и собрала документы на учительницу в областной департамент образования – она намеревается подать на нее жалобу. Классный руководитель, узнав это, решила уйти из школы. Родители считают, что у учителя уже просто нет сил «бороться» с мамой Миши. По словам Юлии, директор запретила учителю подавать документы на аттестацию, а это значит, что работать пришлось бы за ставку. Подтверждений этой информации у нас нет.

Сейчас уволившаяся учительница состоит на учете по безработице. Юлия уверяет, что ее уход из школы связан именно с отказом в аттестации.

«Все под контролем»

Директор школы считает, что ничего экстраординарного в школе не происходит, а на сегодняшний день конфликтуют уже сами родители:

- Если у нас происходит какая-либо драка между обучающимися или какой-то конфликт, значит, у нас работает с ними социальный педагог. Если ребенок проявляет агрессию, то у нас работает школьный психолог  в соответствии с планом работы  с агрессивными детьми. Если у обучающегося повторяются случаи агрессии, например, или он постоянный участник конфликтных ситуаций, то ребенок находится на учете в службе внутришкольного контроля и с ним проводится  дополнительная работа. Если есть какие-то проблемы в обучении, то у нас существует школьный консилиум. Мы очень тесно работаем  с Череповецким центром  психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи, где работают специалисты высочайшей квалификации и нам оказывают неоценимую помощь. Ситуацию в данном классе мы держим под контролем,- добавила руководитель, - говорит директор школы №2 Елена Миронова.

Позднее из беседы с директором выяснилось, что последний раз классный руководитель и директор школы общались с мамой Миши 28 января. (ред. – корреспондент Newsvo была в Белозерске 28 марта) По словам классного руководителя и директора, Наталья не берет трубку.

Со слов директора, с Мишей работал социальный педагог и психолог. Директор считает, что маме мальчика тоже не помешали бы консультации психолога.

С социальным педагогом нам пообщаться не удалось. Директор школы показала объемную папку, которая, по ее словам, содержит всю информацию по конфликтным ситуациям с Мишей. Заверила, что все обращения фиксируются.

А вот родители говорят, что не все их обращения фиксируются.

Школьный психолог Мария Уткина рассказала, что в классе, по результатам ее диагностики, есть еще три ребенка с проявлением агрессии, что с Мишей она работает, но нерегулярно, так как ребенок часто болеет, а чтобы был результат, нужна система, в том числе консультации психолога в медцентре в Череповце. 

Мария Владимировна рассказала, что уровень агрессии у Миши ко второму классу снизился, но это не означает, что занятия с психологом ему теперь не нужны. По ее словам, психологическая помощь агрессивным детям нужна постоянно, причем она должна быть комплексная – таким детям нужны и групповые занятия, и индивидуальные. Мария Уткина рассказала, что в последнее время Миша посещает только индивидуальные занятия, от групповых мама отказалась.

Подчеркнем, что никто из участников конфликта до сих пор не знает, в чем причины неадекватного поведения ребенка. По словам директора школы, Миша состоит на учете комиссии по делам несовершеннолетних и находится на внутришкольном контроле.

Родители говорят, что Миша знает, как себя вести в разных ситуациях и умеет вести себя вежливо. Педагог-психолог Белозерского колледжа Вера Герасимова, проработавшая в этой сфере больше 30 лет, говорит, что таким детям не так уж сложно обмануть даже психологов.

- Мальчик очень умный. При повторном тесте такие дети могут выдавать социально-ожидаемый результат, так как тест проективный (ред. – имеется в виду, что дети знают, какой ответ нужно дать, что получился нужный им результат).

Директор школы пояснила, что когда Миша вернулся к ним, было родительское собрание, на котором присутствовала и администрация. На собрании прозвучало предположение, что с возвращением ребенка начнутся конфликтные ситуации. По словам директора, мать мальчика заверила, что понимает, что у ребенка есть проблемы, и пообещала, что с января (ред. – 2018 года) они будут ездить на консультации в Череповецкий центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Доехали ли они до центра, рекомендованы ли им там консультации, и посещают ли они их, никто не знает: ни классный руководитель, ни директор, ни родители. Мама мальчика от комментариев отказалась.