Смерть в одиночестве

[ Общество ]
Автор:
Наталья Рюмина

Кошка и собака Скотина – вот и вся компания, которая сглаживала одиночество Виктора Першина. Он умер от переохлаждения в середине февраля - в избушке, которую выстроил своими силами в Маурино.

 

Человек из ниоткуда

В избушке Виктора был земляной пол, небольшой предбанник и печка. Виктор рассказывал, что у него в Молочном есть тетка, однако ее никто никогда не видел.

Откуда появился Виктор, никто не знает. Окружающие говорят, жил он тихо, никому особо не мешал, мог полить соседям огород, если те куда-то уезжали. Соседи тоже отвечали мужчине добром - давали овощи с огорода, делились заготовками.

О таких, как Виктор говорят «не социализирован», «не адаптирован» или попросту называют бомжом. По мнению многих людей, такие «сами виноваты». Однако к Виктору такие эпитеты явно не относились: когда следователи после смерти мужчины осматривали его избушку, они нашли его документы, запасы круп, кастрюли. 

Следователь Николай Баскаков, который ведет дело по факту смерти мужчины, рассказал,  что у Виктора были в порядке все бумаги: паспорт, пенсионное свидетельство, сберегательная книжка – все в идеальном состоянии. Он даже трудовые книжки зачем-то хранил – еще с 70-х годов.

«Мы нашли у него записки с номерами телефонов. Все относятся к стройкам. Предположили, что он мог там подрабатывать, обзвонили. Но его никто не помнит уже там. Конечно, мужчина выпивал. Но, тем не менее, за собой следил», - комментирует Николай Баскаков.

По закону, смерть Виктора не относится к разряду криминальных – его никто не убивал. Нашлись даже люди, кто пытался ему помочь достать дрова и лекарства. Но помощи отдельных добровольцев иногда  недостаточно – большинство окружающих не считает таких Викторов людьми.

 

Больница

Осенью прошлого года в интернете появился пост о том, что в Маурино живет мужчина, который нуждается в дровах. Сам он их достать не мог, так как  отморозил ноги и с трудом передвигался. Неравнодушные люди решили собрать деньги и купить дрова, но из затеи ничего вышло – на сбор почти никто не откликнулся.

Со слов волонтеров, которые общались с Виктором, ноги он отморозил по дороге домой из полиции. Осенью кто-то обворовал близлежащие дома, и полицейские привезли Виктора на машине в отдел на проверку. Он не был причастен к кражам, и вскоре его отпустили. Но в тот день был мороз, а на ногах мужчины были резиновые сапоги на голую ногу. Пока Виктор пешком добирался из отдела до дома, а это не близко, он отморозил ноги.

В конце января ноги совсем разболелись, и Виктор попал в больницу - туда его отвез сосед. Небезразличные к чужой беде волонтеры 31 января опять написали пост в соцсети. В больнице мужчине постоянно требовались перевязки, поэтому они просили бинты. После лечения Виктора выписали, но ходить он больше так и не смог.

«Я так же, как и многие, прочла о нем в Онлайн Вологде, после чего съездила к нему в больницу, чтобы узнать, какая помощь ему нужна. Отвезла продукты, узнала условия жизни и как он оказался в такой ситуации. Видно было, что человек не с простой судьбой. Но добрый, с чувством юмора. Про дрова не знаю ничего. Это, наверное, кто-то другой обещал. Сразу-то желающих было много помочь, а потом все куда-то девались», - рассказала одна из женщин, которая откликнулась на призыв о помощи.

Как пояснили в следственном комитете, о том, что мужчина умер, первым узнал сосед. 16 февраля он заметил, что у Виктора не топится печка. Попытался до него достучаться, но дверь никто не открыл. Закрыто было изнутри. Обеспокоенный сосед все-таки решил попасть в сарай и взломал дверь, но в темноте никого не увидел. Дым из трубы не появлялся еще неделю. 23 февраля сосед снова решил проверить мужчину. Он нашел Виктора под матрацем. Рядом с хозяином замерз котенок - видимо, пытался согреться.   

 

 

Помочь нельзя оставить

Нельзя сказать, что одинокого мужчину не окружали люди. Приходили к Виктору и защитников животных. Правда, не к нему, а к его собаке - следили за тем, чтобы со Скотиной все было в порядке. Ее они забрали после смерти хозяина и дали псу другую кличку – Маурик. Сейчас ей ищут нового владельца.

О жизни хозяина собаки защитники животных много рассказать не смогли – для них он был просто бомжом, каких много.

Виктора в Маурино видели многие, его знали. Но никто не сообщил о нем в органы социальной защиты, где ему бы могли помочь.

«При необходимости организации социальной помощи гражданин может обратиться в комплексный центр социального обслуживания, которые работают в каждом муниципальном районе и городском округе области, в городах Вологде и Череповце, Кадуйском районе при комплексных центрах социального обслуживания населения для граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию и которые по какой-либо причине лишились жилья, работают отделения социальной адаптации для лиц без определенного места жительства. Указанные учреждения принимают людей со всей территории области. Гражданам предоставляется временный приют, пенсионерам, утратившим способность к самообслуживанию, оформляются документы для помещения их в стационарные организации социального обслуживания области. Всем проживающим предоставляется бесплатная юридическая помощь, при необходимости оказывается содействие в восстановление документов, удостоверяющих личность», - пояснила начальник департамента социальной защиты населения Вологодской области Лариса Каманина.

В ответе ведомства на запрос Newsvo говорится, что социальное обслуживание в Вологодской области доступно, очередей нет и получить его достаточно просто. Для этого даже не обязательно заявление того, кому требуется помощь.

«Основания для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания гражданину является, в том числе, обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченную организацию, (комплексный центр социального обслуживания населения по месту жительства). Одним из критериев определения индивидуальной нуждаемости является отсутствие у гражданина близких родственников, которые по  объективным причинам не могут осуществлять за ним уход», - пояснили в департаменте.

Сейчас на дому и в стационарных организациях Вологодской области социальные услуги получают более 10 тысяч граждан пожилого возраста. Среди них мог бы быть и Виктор.

Фото: Newsvo