Жизнь длиною в век

[ Общество ]
Автор:
Оксана Крылова

 

Ученица 8 класса Чёбсарской школы в Шекснинском районе Ирина Антонова стала победителем Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ «Человек в истории. Россия – ХХ век». Ее работа, основанная на воспоминаниях сельчанки-долгожительницы Таисии Александровны Соколовой, вошла в 40 лучших исследовательских работ 2016-2017 годов.

С Таисией Александровной школьница познакомилась два года назад накануне дня победы. Администрация поселка предложила учащимся 6-9-х классов Чёбсарской школы помочь ветеранам войны складировать дрова. Среди них была и Таисия Соколова.

- Нас было ребят семь. Ходили помогать несколько раз. Дрова складывали, воду таскали, расчищали территорию, косили. А после того, как поработаем, бабушка звала нас пить чай с конфетами, и мы общались. Она рассказывала нам про свою жизнь, про деревню в которой жила, про маму и папу,- вспоминает Ира.

Пожилая женщина произвела на ребят огромное впечатление, и они рассказали о ней руководителю школьного музея Светлане Смирновой. После этого Светлана Федоровна предложила ученикам еще раз сходить к бабушке, чтобы узнать, каким был их поселок 100 лет назад. По воспоминаниям Таисии Соколовой Ира Антонова написала работу о жизни ее семьи в вологодской глубинке в 20 веке.

Таисии Александровне 100 лет.

 

Детство

Родилась Таисия Александровна 16 мая в 1914 году. В семье Мироновых было четыре ребенка, Таисия была третьей.

Жила семья в деревне Коровайцево. (ред. - сейчас Фоминское сельское поселение). Деревня была маленькая - всего шесть домов.

- Раньше в деревне жил барин. Мама рассказывала, что работали три дня на барина, четыре дня на себя. На том месте, где барский дом стоял, родители потом построили дом. После барина огород остался, ягодники окопаны, - рассказала Таисия Александровна.

Электричества в домах не было, для освещения использовали пятилинейные, семилинейные и десятилинейные лампы.

- В 3 километрах от нашей деревни на реке Согожа стоял стеклянный завод, стекло вырабатывали. Сына хозяина завода забрали на войну, дочери замуж вышли и уехали из деревни, старики умерли, так и закрылся завод.

Тася была маленькой, когда в пьяной драке убили ее отца. Основными  помощниками  матери по хозяйству стали дети. Большую деревенскую школу было видно из окна их дома, но учиться было некогда.

- Я проучилась всего два класса. Мама не отпускала в школу, да не только меня: и сестру, и брата. Помощники нужны были по хозяйству, по дому. Денег не было, только своим хозяйством и жили. Вставали рано, работали порядочно. Скотины было много - две коровы, лошадь, телята, овцы и куры.

Девочек с детства учили рукоделию, с 8 лет Тася плела кружево. Мама Таисии была хорошей портнихой: обшивала всех в семье, шила на заказ. Одежда была в основном домотканая, покупная ткань появилась позднее, достать ее было сложно, да и денег в семье не было - «покупали» за продукты.

Обувь делали тоже сами: катали валенки, шили сапоги из телячьей кожи.

Таисия Александровна  хорошо помнила свои первые бусы. Деньги на них она выручила, продав яблоки, а покупать ходила в Вологду, пешком, за 50 километров.

 

Юность

Мама Таси умерла, когда девочке было 16 лет.

С 1918 года в деревнях стали появляться колхозы. Колхоз «Новый путь» в деревне Коровайцево организовали в 1929 году. Всю скотину, которая была у семьи Мироновых, за исключением одной коровы, которую забрали в армию и зарезали на мясо, увели в колхоз.

- Ленин все отбирал. Всю скотину в колхозы, а если не хочешь добровольно отдать - ссылка. Мы с мамой работали в колхозе. В колхозе денег не платили, а ставили трудодни. Бедно очень было, ни у кого ничего не было, только с огорода.

Свободного времени у Таси не было совсем: работа в колхозе, по дому, в огороде. Когда появлялась свободная минутка, девушка ходила в соседнюю деревню плести кружево, чтобы заработать денег. Плели кружево допоздна в специально отведенной избе, домой ходили только ночевать. За 10 метров работы платили 2,5 рубля, продавали кружево сельчанок в Вологде.

Еще хуже стали жить, когда ввели налоги.

- Налоги были неимоверные, платить их было нечем, а не заплатишь – в тюрьму. Однажды ушла кружева сдать, пришла домой, а из дома вся мебель вывезена, какая была. Остались две лавки. Налоги заплатить было нечем. Ну, меня не стали ждать. Пришли, все описали. Я за кружева 7 рублей выручила, вот тут и отдала им, чтоб все вернули.

Несмотря на трудные времена, молодежь умела отдыхать. В теплую погоду собирались на улице, летом у реки: пели, играли в игры (ред. -  в «кадриль», в «восьмерку», в «шестерку», в «рапинскую»), плясали под гармошку, в холодную погоду снимали дом. Платили за помещение работой.

Таисии Александровне 30 лет.

 

Замужество

Выходить замуж без венчания было не принято. Свататься к родителям невесты сначала посылали сваху, (ред. - в то время сватунью), а затем к сватовству подключались родители жениха. Если в приданом невесты не было перины, она считалась бедной. Замуж выдавали не всегда по собственной воле.

- Сначала девичник был, собирались подружки. Невесте и подругам обязательно надо было поплакать, попричитать. Которая по-любу выходит, она не так сильно плачет, а которая без охоты, так и сильно взаправду плакала. Угощение всякое приносили: пироги обязательно, рыбники, вино ставили, но не было моды его пить, так и не пил никто. На другой день была свадьба.

Замужняя жизнь Таисии началась в 20 лет. В 1935 году она вышла замуж за гармониста Митю из соседней деревни Дятькино и переехала к нему. Молодого человека девушка не любила, но настойчивость и уговоры сделали свое дело. Жили с его пожилой матерью.

В то время в поселке Чёбсара открылся кирпичный завод (ред. - там платили деньгами), для работы на заводе от колхоза нужно было направить двух человек. Председатель предложил поехать Таисии с мужем, молодая семья согласилась. Зиму работали на обжиге, летом – на заливке.

Таисия Александровна в верхнем ряду в темном платье восьмая слева.

 

Сначала снимали квартиру, а потом мужа Таисии уволили, и он уехал в поисках работы в Кипелово, но позже вернулся, только уже в барак (ред. - денег на съемное жилье не было). В бараке жило 8 семей, по 5-6 квадратных метров на семью.

Мужа снова взяли на завод. В семье Ивановых родился первенец, но ребенок умер от дизентерии.

- Больницы не было, один фельдшерский пункт. Не хватало ни врачей, ни лекарств. Дизентерия была большая, умерло тогда много ребятишек.

В 1938 году в их семье снова родился мальчик, назвали Колей. Когда сыну исполнилось три года, началась война.

Таисия Александровна в молодости и ее первый муж - Дмитрий Иванов.

 

Война

Великая Отечественная война принесла голод и разруху, унесла жизни миллионов людей.

- Огородов не было, как хочешь, так и живи. Ходили в поля, перекапывали картошку с прошлого года, тем и питались.

Работникам колхоза не давали ничего. Тому, кто работал на заводе, повезло больше. В день на заводчанина было положено 800 грамм хлеба, 300 грамм давали на ребенка.

Таисия Александровна с мужем продолжали работать на заводе (ред. - Митю на фронт не взяли из-за больного сердца). Чтобы работал кирпичный завод, необходимо было заготавливать дрова для печей. Лес рубили в основном женщины, почти всех мужчин забрали на фронт, объединяясь в пары, чтобы было легче. Не делали скидку даже беременным.

 - Зимой было. Пилили березу, я у комля стояла, а она не в ту сторону и повалилась. Березой ударило меня в живот, я и улетела. Напарница села в сугроб и ревет, думала, я померла. Я в положении тогда была, ребенок после удара не шевелился неделю. Дали отдых  на неделю, зашевелился, снова в лес.

13 мая 1943 года муж Таисии ушел в лес заготавливать дрова для печей и не вернулся - отказало сердце. А 28 мая Таисия Александровна родила дочку Маню.

После смерти мужа Таисия Александровна съехалась со свекровью. Таисия работала, а свекровь нянчилась с Маней. Коля к тому времени уже ходил в сад. Маня пожила не долго – всего год и три месяца. А спустя два года умерла и свекровь.

Война унесла жизни обоих братьев Таисии Александровны. День, когда она закончилась, она запомнила на всю жизнь.

- По утру встали, есть нечего. Хлеба нет ни куска. На улице радио было, громкоговоритель на столбе. Все бегут к радио. Я на улицу выхожу, спрашиваю, что случилось. Все кричат: «Война кончилась!». Я заревела, а ребятишки прыгают, радуются. Хлеба в тот день по буханке дали.

Слева - брат Таисии Александровны Григорий Миронов.

 

После войны

Когда закончилась война, Таисии было 30, а сыну Коле – 6 лет.

Работать стало еще сложнее. Чтобы восстанавливать хозяйство, стране нужен был кирпич. Тяжелый труд вновь лег на плечи женщин.

- Готовые кирпичи в вагоны грузили. Четыре кило один кирпич весил. Мотовоза не было, вагонетки с груженым кирпичом до станции сами вчетвером толкали. Вместо рельсов наложены были доски, по ним и катили вагонетки. А еще надо было и норму выполнить.

В 50-е годы норму не только выполнили, а перевыполнили, а в 1952 году Чёбсарский кирпичный завод был отмечен денежной премией.

Когда Таисии было 39, она второй раз вышла замуж - за Василия Павловича Соколова из Юрочкина, деревни Гороховское.

Муж устроился на стекольный завод столяром, а сыну выхлопотал место учиться на столяра. Из барака переехали в старый небольшой дом. Таисия переезжать не хотела, так как дом был гнилой и требовал капитального ремонта, но муж заверил, что все сделает. Однако за 13 лет совместной жизни успел переложить только печь, всю свою зарплату отдавал за дом.

- С питанием было плохо. Завели скотину, разработали огород – сажали картошку. На заводе я отработала 20 лет, муж потом не дал работать, занималась хозяйством. Сам он до смерти так и работал на стекольном.

После смерти мужа Таисия Александровна продала двух коров и теленка, а через 7 лет и последнюю корову и переехала в дом напротив - купила его за 1500 рублей.

Тот самый дом.

 

Последние годы жизни

Таисия Соколова умерла в октябре 2016 года в возрасте 102 лет. Последние годы пожилая женщина жила одна. Сына Коли не стало в 2012 году, из родни у нее остались две внучки и две правнучки в Вологде. Самым частым гостем в ее доме был социальный работник.

 - Мы с дочкой к ней ездили, дочь делала фоторепортаж о голосовании в разных уголках района. Когда Таисия Александровна голосовала, она сказала: «Спасибо, Господи, что дал мне дожить до этого дня»,- вспоминает последнюю встречу с Таисией Александровной Светлана Смирнова.

Через три дня Таисии Соколовой не стало.

Сын Николай. 1967 г. Ленинград.

****

То, что работа Ирины Антоновой «Унывать некогда – всю жизнь в работе» вошла в топ 40, школьница узнала от Светланы Федоровны, учительницы. В этот год на конкурс поступило 1993 работы из 78 регионов России. Организаторы Всероссийского исторического конкурса пригласили Иру  в Москву на награждение, но поехать не получилось – нужно было помогать родителям, не с кем было оставить скотину.

Теги:
история