Честность на фоне «вологодского кружева»
Стоит обратить внимание ещё на такой факт – зона производства «вологодского» масла практически совпадает с зоной вологодского же кружевоплетения, который был особенно распространён в Вологодском и соседних уездах. Мастерицы-кружевницы начинали заниматься им с малых лет и до старости, работа была тяжёлая, вредная для глаз и для легких. Вологодские кружева славились по всей России и за границей, а кружевницы зарабатывали гроши.
Их заработок сравнивали с нищенством, при котором не просят подаяния!
(Данные 2010 года - вологодские кружевницы получают 16 рублей в час, около 3 тысяч рублей в месяц. 5 тысяч рублей они получают вместе со сверхурочными! Но звенят, звенят коклюшки в деревнях около Кубенского и в Вологде…)
В 2012 году - кружевница 3-го разряда в «губернаторской» «Вологодской кружевнице» 5 тысяч в месяц. 5-го разряда — 8 тысяч. И это при том, что работать нужно пять дней в неделю, 8 часов в день. В час — 28 рублей. В день — 220. На это можно жить, только в том случае, если муж прилично зарабатывает, да на дачном участке растут картошки-моркошки в достаточном количестве.
«Вольная» кружевница на Кремлёвской площади продаёт воротничок. Цена для покупателя — 1.200 рублей. Цена для кружевницы — 90 часов работы. 13 рублей в час, в день получается — 100 рублей.
Ну, это бабушку уж вовсе прижала нужда, потому и соглашается отдать свой труд по такой цене.
А в те времена, 100 лет назад, взрослая кружевница получала в год около 20 рублей, зато богатели скупщики. Что заставляло кружевниц работать при таком скудном заработке? Говорят - крестьянская нужда. В бедном крестьянском хозяйстве не хватало работы всем членам семьи. А плетение кружев давало семье скудный, но дополнительный доход.
Из поколения в поколение жители деревни Большие Желтоухи, что расположена в Кировском районе Калужской области, занимались "якутальством" - профессиональным нищенством. Еще с дореволюционных времен профессионально нищенствовать отправлялся почти весь Кировский район - Малые Желтоухи, Большие и Малые Савки, Выползово, Верхняя Песочня, но центр "якутальства" был именно в Желтоухах. В этой деревне практически все дома - а их около 400, - кирпичные, возведенные на крепком фундаменте. Вокруг домов - высокие заборы с тесовыми воротами, что говорит о достатке их владельцев.
Местные краеведы считают, что расцвет профессионального нищенства в Калужской области пришелся на 50-60-е годы XX века, но сам промысел возник гораздо раньше - после отмены крепостного права. Причину этого явления они видят в неплодородной земле: в округе лишь песок и глина. По их мнению, "сельское хозяйство здесь и ныне нерентабельное.
Но и в окрестностях Вологды черноземов тоже не наблюдается, и урожайность в зоне рискованного земледелия не выше, чем в Калужской области, почти на 500 километров южнее. Но из Кадниковского уезда Вологодской губернии мужики уходили плотничать, а не побираться.
В конце XIX начале XX века почти из всех деревень Кадниковского уезда уходили плотники в отхожий промысел. Из некоторых волостей мастера уходили два раза в год, весной и осенью. Уходили на заработки после посева льна и зерновых, возвращались к уборке урожая, и снова уходили до поздней осени, и за год приносили домой рублей по 40, то есть весьма немного. Из Михайловской и Ильинской волостей плотники шли в соседние уезды и в Вологду, Устье, Грязовец. (А грязовецкие, напомню, в это же время уходили в Питер и Москву, торговать и прислуживать в кабаках трактирах).
Из других волостей Кадниковского уезда уходили подальше, с марта по ноябрь, и зарабатывали от 40 до 100 рублей. Больше всего мастеров уходило из Васьяновской волости – до 1000 человек в год, из Кумзерской, Азлецкой и Шапшинчской – до 600 человек.
Олонецкая и Новгородская губерния, Санкт-Петербург, Кронштадт и Ладога помнят добротную работу кадниковских мужиков, профессионалов высочайшего уровня и безукоризненно честных.
Ну, а как сжульничаешь при рубке избы? И - если схалтуришь в этом году – как придешь сюда же на следующий год? А как поставили где монументальный, мощный, удивительной красоты и соразмерности дом – то тут же соседи подряжают кадниковских плотников - На будущий год – непременно к нам!
И практически в это же время ИЗ ДРУГИХ губерний на промысел отправлялись профессиональные нищие. В Петербурге среди городских нищих около 90 % составляли пришлые профессионалы из Тверской, Ярославской, Новгородской, Псковской губерний. В Москву на промысел устремлялись профессиональные попрошайки из губерний Калужской, Смоленской, Владимирской, Рязанской.
В особом почете в родных деревнях были ярые, изобретательные якуталы. Нарасхват шли те невесты, которые умели побираться. И наоборот, презирались девушки-неумехи.
- Мы такую называли "непроходкой", - вспоминает жительница «нищенской» деревни Большие Желтоухи в Калужской области . - Непроходка, и все. А как еще сказать?»
Так какие моральные качества воспитывались с малолетства, предавались из поколения в поколение уже на генетическом уровне?
Вот только не надо про плохой климат и низкую урожайность.
Земли Кадниковского уезда заболоченные, и хлебушек на них растет не очень, зато растет, очень быстро и в больших количествах ива, особенно если по весне не забывать натыкать в землю ивовых прутиков, которые тут же укореняются и дают побеги. С поздней осени и до апреля заготовляли ивовый прут, плели корзины, сундуки, ажурные дамские сумочки, «морды» для ловли рыбы. Я и сейчас во всех переездах сохраняю плетеный кадниковский сундук, частично поломанный, но сохранивший неизъяснимую прелесть высокого мастерства.
Болотистая, малоурожайная земля, на которой плохо растет хлеб? Зато росли и растут здесь елки и сосны, прямые, малосбежные, узкослойные, из которых дранка получается – лучше быть не может. А эта дранка не только на крыши шла и служила под сотню лет, из нее плели корзины, кузова, люльки для младенцев и даже кухонные шкафчики для утвари и посуды.
А еще здесь был местного промысла – выращивание семян тимофеевки (палошник, сиянка), удивительной травы народной селекции, введенной в культуру вологодскими крестьянами.
В общем – изощрялись кадниковские и харовские мужички, как могли, а могли они честно работать, и этому же учили детей своих.
А теперь обратим внимание на такой аспект - и вологодские предприниматели ОТЛИЧАЛИСЬ на общем фоне.
ПЕРВЫЙ В РОССИИ городской ломбард - 15 октября 1888 года в Вологде открыт первый в России городской ломбард
Ростовщики в ту пору брали непосильные проценты - до 50-60 % годовых! В случае болезни, отставки от должности, неурожая заложенные вещи, как правило, не выкупались и доставались ростовщику по бросовой цене.
Городской ломбард Вологды, хоть и брал какой-то процент по ссуде, по сути, был учреждением благотворительным, и создавался не для получения прибыли, а для ПОМОЩИ вологжанам.
«Недостаточные классы городского населения подчас терпят очень сильное стеснение и нужду в материальных средствах. Это стеснение и нужда еще более увеличиваются при каких-либо семейных потерях, случаях смерти и болезни работников в семействе, особенно сильно сказываются во время общих христианских или семейных праздников, когда, по обычаю, будничная серенькая жизнь должна принять более или менее праздничную обстановку». – Так сказала тогдашний городской голова, купец 1-й гильдии Христофор Леденцов, и пожаловал в капитал ломбарда свое годовое жалованье, 6 тыс. 162 руб., а так же выделил ссуду из своих личных денег – 5 тыс. рублей на два года без процентов.
Уже в первый год работы ломбарда было выдано ссуд на 40 тыс. рублей, притом, что брали по 2-5 рублей.
Каждый день в ломбард обращалось около 300 человек, весной же и осенью до 500 посетителей. Много посетителей было перед Рождеством, Масленицей, Пасхой. Весною густо шли крестьяне – купить семян на посев, заплатить подати, срочно справить приданое дочери, осенью, после уборки урожая - выкупить заложенные вещи.
Помимо того, что вологодский ломбард буквально спасал попавших в беду вологжан и крестьян из прилегающих сел, он оказывал благотворное влияние на всю Россию.
По примеру Вологды общественные ломбарды с низким ссудным процентом стали открывать в других городах, и в результате ставки в частных ломбардах и у ростовщиков упали почти в три раза, до 20 % годовых. Не случайно 1-5 июня 1899 года в Вологде проходил 1-й общероссийский съезд распорядителей городских ломбардов - в деле разумной помощи попавшим в затруднительное положение обывателям Вологда была впереди России всей, и это признавалось безоговорочно.
Не случайно именно в Вологде был открыт ПЕРВЫЙ В РОССИИ городской банк (он же общественный, частный, заемный).
Банк – это, прежде всего деньги, капитал.
Капитал городского банка собирали в течение нескольких лет - купцы платили по 50 копеек с каждой тысячи объявленного капитала, мещане (домовладельцы, мелкие торговцы, ремесленники, чиновники) по 10 копеек с души в год.
Так, по копеечке, было собрано 4 тысячи рублей, и 15 июня 1789 года Вологодский городской общественный банк был открыт, и стал выдавать вологжанам ссуды "за дозволенные законом проценты"под залог ценных бумаг, а также под дома, лавки, фабрики и заводы. Ссуды выдавались купцам 3-ей гильдии, ремесленникам и цеховым.
Принимались вклады от населения на текущий счет (вечные, срочные, бессрочные)
90 % прибыли городского банка шло на городские нужды – «по устройству и хозяйству города, на благотворительные цели и воспитание», и только 10 процентов присоединялись к основному капиталу.
Так и шло – на заемные деньги развивалось производство, дававшее рабочие места городу, производство и торговля давали прибыль, из которой выплачивались проценты банку.
Результат - в Вологде конца 18-го века в городе было около 70 "купеческих мануфактур". Два десятка кожевенных заводов, две шелковые и две гарусные мануфактуры, одна канительная. (Канитель - тонкая, витая, золотая или серебряная проволока, употребляемая для вышивания. На канительной фабрике изготавливали специальную ткань с вышитыми по ней канителью узорами.) и одна полотняная фабрики, три заведения по производству красок, две "набоешные" мастерские, один стекольный завод, фабрика серебряных филигранных изделий. Даже сахарный завод был!
Особое значение имели свечносальные и салотопенные заводы - по производству сальных (жировых) свечей Вологда опять же была впереди России всей.
Сальные свечи были значительно дешевле и надежней восковых – сальная свеча исправно горела после того, как пролежала полвека в морской воде.
А чуть южнее, в Ярославской губернии, деньги делались ДРУГИМ способом.
Салтыков-Щедрин писал: "Оказалось, что никаких виноградников в Кашине нет, а виноделие производится в принадлежащих виноделам подвалах и погребах. Процесс выделки изумительно простой. В основание каждого сорта вина берется подлинная бочка из-под подлинного вина. В эту подлинную бочку наливаются в определенной пропорции астраханский чихирь и вода. Подходящую воду доставляет река Кашинка, но в последнее время дознано, что река Которосль (в Ярославле) тоже в изобилии обладает хересными и лафитными свойствами. Когда разбавленный чихирь провоняет от бочки надлежащим запахом, тогда приступают к сдабриванию его. На бочку вливается ведро спирта, и затем, смотря по свойству выделываемого вина: на мадеру - столько-то патоки, на малагу - дегтя, на рейнвейн - сахарного свинца и т.д. Эту смесь мешают до тех пор, пока она не сделается однородною, и потом закупоривают. Когда вино отстоится, приходит хозяин или главный приказчик и сортирует. Плюнет один раз - выйдет просто мадера (цена 40 к.); плюнет два раза - выйдет цвеймадера (цена от 40 коп. до рубля); плюнет три раза - выйдет дреймадера (цена от 1р. 50 к. и выше, ежели, например, мадера столетняя)"
Когда вино поспевало, его разливали в бутылки, наклеивали ярлыки, и, согласно инструкции и табели о рангах, поили им членов врачебной управы, потом губернатора: "И когда последние засвидельствуют, что лучше ничего не пивали, то вино начинают пить члены окружного суда и земской управы. Затем вся заготовка сплавляется на нижегородскую ярмарку и оттуда нарасхват разбирается для всей России. Пьют исправники, пьют мировые судьи, пьют помещики, пьют купцы, и никто не знает, чье "сдабриванье" он пьет". "Разумеется, - указывает автор в примечании, - я описываю процесс выделки кашинского вина на основании устных рассказов, за достоверность которых ручаться не могу. За одно ручаюсь: виноградников ни в Кашине, ни в Ярославле нет, а между тем виноградное вино выделывается во множестве и самых разнообразных сортов".
Об этом же рассказывает в путевых очерках "Волга и волгари" А. П. Субботин:
«В Кашине производились высокие сорта вин: в 1р., в 1 1/2 и даже в 2 р. бутылка. Главным для них материалом служил разбавленный чихирь, т.е. плохо выбродившее жидкое кизлярское вино, подвоз которого был удобен из Астрахани водою. К чихирю местные доморощенные Либихи и Менделеевы подбавляли разные специи, и в результате получались разнообразные вина лучших иностранных марок. Приготовляли не только подмадеренный херес, но разлисабонивали портвейны, фабриковали го-сотерны и го-марго (что подало повод к известной остроте: дай мне очищенна-Го), дри-мадеры, бордо тре-вье, то самое, которое у Гоголя называлось просто бурдашкой, и т.д. Изготовлялась даже настоящая неподдельная ост-индская мадера, подобной которой нет и не было на самом острове Мадере; раньше, как подмечено еще у Гоголя, она называлась в общежитии "губернскою", ибо шла в большие города и была особенно ценима за то, что обжигала полость рта".
И – вот диво! Таких рассказов про жульничество предпринимателей по Руси великой – предостаточно, а вот про Вологду и окрестности - не было!
Взгляните на эти лица – это характеры!
Полный достоинства труженик с топором и плутовское лицо торговца - Выгода любой ценой!
Продолжение следует.